Гидравлическая система управлениямеханизмом отбора мощности транспорт-ного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик (и 81261.2 (6l) Дополнительное н авт. свкд-ву (22) Заявлено 08.01.79 (2 l ) 2710387/27-11 с прнсоединеиием заявки J% .(28) Приоритет (5 ) M. Кл.

В б0 К 17/28

Гооудерстеенный коннтет СССР (53) УДК б29.113-585,9 (088.8) по делам изобретений н открытий

Опубликовано 10,03 81. Бюллетень М 10

Дата опубликования описания 10.03.81 (72) Автор изобретения

А. В. Шепель

Липецкий ордена Ленина тракторный завод имени XXlll съезда КПСС (71) Заявитель (54) ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМОМ ОТБОРА

МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Изобретение относится к тракторостроеиию, в, частности к гидроприводам, и может быть использовано в качестве устройства для плавного включения муфты привода вала отбора мощности трактора, питаемой вместе с муфтами коробки передач от одного насоса.

Известна гидравлическая система управления механизмом отбора мощности транспортного средства, содержащая гидроцилиндр одностороннего действия, управляемый гидрораспределитель, пщравлически связанный с источником давления, с полостью гидроцилиндра и с гидробаком (1).

Недостатком такой конструкции является нелинейность, изменения суммарного гидравлического сопротивления устройства на линии нагнетание — слив, что является причиной падения давления в системе и, соответственно, во включенной в это время муфте коробки передач при включении или выключении муфты вала отбора мощности.

Цель изобретения — повышение коэффициента полезного действия путем устранения нелинейности изменения направления системы.

Поставленная цепь достигается тем, что гид- рораспределитель выполнен в вид двух клапанов прямого действия, вход одного иэ которых сообщен с источником давления, а выход— с полостью упомянутого гидроцилиндра и через другой клапач — с гидробаком, при этом орган управления гидрораспределителем выполнен s виде вала с двумя противоположно направленными эксцентриковыми элементами для взаимодействия последних с пружинами упомянутых клапанов.

На фиг. 1 изображена схема пщросистемы коробки передач и муфты вала отбора мощности; на фиг. 2 — график зависимости общего гидравлического сопротивления предлагаемого устройства; на фиг. 3 — схема гидрораспределителя плавного включения с сечением по А-А.

Предлагаемая пщросистема (фиг. 1) содержит гидрораспределитель 1, включающий клапан прямого действия 2, установленный на напорной магистрали. Слив из клапана 2 присоединен параллельно ко второму клапану прямого дейст вил 3 и к цилиндру одностороннего действия

4 муфты вала отбора мощности, Слив из кла812612 пана 3 отводится в бак, Клапаны 2 и 3 рсгулируютсл поджатием пружин при изменении положения рукоятки управления 5 так, что когда в клапане 2 пружина сжимается, то в клапане 3 поджатие пружины уменьшается, а при повороте рукоятки S в противоположную сторону — наоборот. Гидрораспределитель 1 является составной частью гидросистемы коробки передач и вала отбора мощности, состоящей из цилиндра одностороннего действия

4 муфты вала отбора мощности, бака 6, насоса

7, перспускного распределителя 8, поддерживающего рабочее давление в системе, распределителя 9 для управления цилиндрами 10 гидроподжимных муфт коробки передач, На фиг. 3 приведен вариант конструктивного исполнения гидрораспредслитсля для плавного включения муфты вала отбора мощности трактора по фиг. 1. Гидрораспределитель (фиг. 3) состоит из корпуса 11, в котором размещен шарик 12 клапана линии негнстания, поджимасмый к седлу 13 пружиной 14, второй конец которой через ползун 15 опирается на палец 16 эксцептрикового вала 17, Рядом с клапаном линии нагнетания расположен клапан линии слива, шарик 18 которого поджимается к своему седлу 19 пружиной 20, второй конец которой через ползун 21 опирается на палец 22 эксцентрикового вала 17. Седла клапанов имеют регулировощые винты 23 и 24„которые позволяют изменять поджатис пружин, Иагнетатсльная магистраль присоединяется к отверстию

25, полость гидроцллиндра муфты соединена с отверстием 26, отверстие 27 соединяет полость 28 клапана линии слива с баком, Канал 29 соединяет полость 30 клапана линии нагнетания со входом в клапан линии слива.

Эксцентриковый вал может поворачиваться на некоторый угол с помощью рычага 31, 10

Для включения муфты нала отбора мощности с помощью гидрораспредслителя 1 рукоятку управления 5 необходимо вращать из крайнего левого положения в крайнее правое.

При этом пружина клапана 2, соединенного с линией нагнетания насоса 7, разжимается и

45 сопротивление клапана 2 уменьшается до нуля, пружина клапана 3, соединенного со сливом из клапана 2 и цилиндром 4 муфты вала отбора мощности, сжимается до максимума и сопротивление клапана 3 увеличива50 ется до такой величины, при которой слив из клапана 3 в бак прекращается. Давление в полости цилиндра 4 становится равным давлению на линии нагнетания насоса 7. В процессе перевода рукоятки из крайнего левого в крайнее правое положение давление в полости цилиндра 4 будет плавно изменяться от нуля до максимума, в зависимости от положены рукоятки 5, Для выключсния муфты рукоятку 5 необходимо повернуть влево. При этом пружина клапана 2 сжимается до максимума, его сопротивление становится большим, чем давление в линии нагнетания, пружина клапана 3 разжимается, сопро тивление клапана 3 падает до минимума и масло из полости цили1щра 4 через клапан 3 сливается в бак. В процессе перевода рукоятки из крайнего правого в крайнее левое положение давление в полости цилиндра 4 будет плавно изменяться от максимума до нуля, в зависимости от положения рукоятки S, На фиг, 2 изображены графики Ьрн = К(Р) (отрезок M),hP =f(г ) (отрезок ac), Р = (Ч9 (отрезок Ъс), где Р11 — давление на линии пагнетания насоса, Рс — давление на линии слива;

Ч вЂ” перемещение регулируемого органа;

Робщ — суммарное давление.

График йЛ =КЯблизок к идеальному (горизонтальйая нрямая) .

Устройство (фиг. 3) работает следующим образом.

В положении "муфта выключена" рычага

31 и, соответственно, зксцентрикового вала

17 пружина 14 клапана линии нагнетания поджата пальцем 16 так, что шарик 12 под действием давления в линии нагнетания нс может отойти от седла 13. В этом же положении рычага 31 палец 22 максимально удален от седла

19 шарика 18, вследствие чего пружина 20 нс поджимает шарик 18 к седлу 19, полость

30 клапана линии нагнетания, а следовательно, и полость гидроцилиндра муфты через канал

29, клапан слива и отверстие 27 соединены с баком. При повороте рычага 31 из положения

"муфта выключена" в промежуточное положение между положением "муфта включена" палец 16, удаляясь от седла 13, уменьшает поджатие пружины 14 клапана линии нагнетания, масло из линии нагнетания проходит в полость 30. Одновременно палец 22 приближается к седлу 19, увеличивая поджатие пружины 20. В полости 30 устанавливается давление, соответствующее этому положсниюрычага 31. В положении рычага 31 "муфта включена" клапан линии нагнетания открывается полностью, а клапан линии слива полностью закрывается, т.е. для отхода шарика 18 от седла 19 необходимо давление большее, чем рабочее давление в линии нагнетания.

Предлагаемая гидросистема управления механизмом отбора мощности транспортного средства может быть использована в тракторных трансмиссиях, имеющих несколько гидравлических муфт, питаемых от одного насоса. Количество одновременно включенных муфт боль1ше единицы. От существующей конструкции (отличается улучшенной характеристикой (устранена нелинейность изменения суммарного давления на линии нагнетание — слив, что улучшает эксплуатационные показатели трактора).

Формула изобретения

Гидравлическая система управления механизмом отбора мощности транспортного средства, содержащая гидроцилиндр одностороннего действия, управляемый гидрораспределитель, гидравлически связанный с источником давления, с полостью гидроцилиндра и с гидробаком, о т л и ч а ю щ аяс я тем,,что, с целью повышения коэффициента полезного действия путем устранения нелинейности изменения со812612 6 противления системы, гидрораспределитель вы- полнен в виде двух клапанов прямого действия, вход одного иэ которых сообщен с источником давления, а выход — с полостью упо5 мянутого гидроцнлинцра и через другой клапан — с гидробаком, при этом орган управления гидрораспределителем выполнен в виде

sana с двумя противоположно направленными зксцентриковыми элементами для взаимодей10 ствия последних с пружинами упомянутых клапанов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Реферативный сборник ЦНИИТЭИ трак1S торосельхозмаш "Особенности трансмиссий современных зарубежных сельскохозяйственных тракторов", вып. 1, M., 1972, с. 18, 19.

812612

ЯРел бРи б Ро5и4. нга/ в

ЗО 95

ВНИИПИ Заказ 648/21 Тираж 732 Подписное

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4