Гаситель поперечных колебанийвагона подвесной канатной дороги

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

В. А. Каландадзе, Ш. Г. Надирадзе и Ю. Г. Надирадзе= .:й

/ 1;:.

1 ig

Институт горной механики им. Г. А. Цулук БЫЗдд,(72) Авторы изобретения 7 (1

) (7! ) Заявитель (54) ГАСИТЕЛЬ ПОПЕРЕЧНЫХ КОЛЕБАНИЙ ВАГОНА ПОДВЕСНОЙ

КАНАТНОЙ ДОРОГИ

Изобретение относится к транспортной тех нике, в частности к устройствам для автома. тического гашения поперечных колебаний ва-:: гона подвесной, преимущественно пассажирской канатной дороги.

Известен гаситель поперечных колебаний вагона подвесной канатной дороги, содержаший тележку, движущуюся по направляющим, установленным под полом вагона f3).

Его недостатком является увеличение высоты вагона и силы действия ветра эа счет пристройки гасителя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности н достигаемому результату является гаситель поперечных колебаний вагона подвесной канатной дороги, содержащий четное число грузов, размещенных на проти( воположных сторонах вагона, узлы крепления грузов и приводы их перемещения, в цепи питания которых включены контакты, управляемые ветровыми датчиками (2).

В данном гасителе противодействующая отклонению вагона реакция создается только в том случае, когда вагон получил отклонение. Это значит, что при первом воэдействик ветра гаситель не действует, а вагон отклоняется, т.е. чувствительность устройства недостаточна. Недостатком гасителя является и то, что его привод включается и выключается за один период колебания вагона дважды, что приводит к большой перегрузке источника литания и быстрому износу механической части гасителя и снижает надежность его работы.

Цель изобретения — повышение чувствительности и надежности работы.

Эта цель достигается тем, что узлы креп ления грузов выполнены в виде вертикальных шарнирно закрепленных в: верхней части штоков, на нижних концах которых закреплены, грузы, а приводы перемещения грузов содержат каждый электромагниты, одни из кото- рых установлены на штоке, а другие жестко закреплены на корпусе вагона и обращены к первым одноименными полюсами.

На фиг. 1 показан один нз вариантов кон4, структивной схемы гасителя, общий вид; на

812624

20

Зо

55 фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг. 3 электрическая схема включения электромагнитов, на фиг. 4 — другой варйант конструктивной схемы гасителя, на фиг. 5 — то же, вид сбоку.

Вагон 1 содержит ходовые тележки 2, на которых имеются тяги 3, 4, помещенные во втулках 5, 6 и соединенные при помощи шарниров 7, 8 со штоками 9 и 10.1 и 10.2 соответственно. На боковых поверхностях ва- гона 1 жестко закреплены направляющие 11

12, на которых размещены подвижные элект1 ромагниты 13.1; 13;2 и 14.1, 14.2 вместе со штоками 9 и 10.1, 10.2. Посередине наиравляняцих 11, 12 жестко закреплены неподвижные электромагниты 15.1, 15,2 и 16.1, 16.2.

На других концах штоков 9 и 10.1, 10.2 подвешены грузы 17, 18.1, 18.2 обтекаемой формы, причем число штоков, грузов и дар злеткромагнитов с каждой стороны вагона равно 2. На шарнире 19 вагона 1 закреплена шестерня 20, а на ходовой тележке 2 — реечная шестерня 21, которая соединена с кулачком 22, профиль пазов 23 и 24 которого выбран из условия обеспечения необходимого продольного смещения тяг 3, 4. Кулачок 22 имеет направляющую 25. В пазах 23 и 24 профильного кулачка 22 находятся толкатели 26 и 27 хяг 3, 4. На подвеске 28 вагона

1 закреплены ветровые датчики 29.1,29.2,управляющие контактами соответственно 30.1, 30.2 и 31.1, 31.2. Ходовая тележка 2 помещена на несущем канате 32. В цепь питания обмоток электромагнитов 13.1 — 16.2 включены контакты 30.1 — 31.2 и конечные выключатели

33.1, 33.2. Питание осуществляется от аккумуляторной батареи 34. На фиг. 1 и 2 показан вариант выполнения гасителя с грузами, центры тяжести которых расположены ниже центра тяжести вагона, а на фиг. 4 и 5 — вариант выполнения гасителя с грузами, центры тяжести которых расположены выше центра тяжести вагона, причем одинаковые элементы на фиг.1, 2 и 4, 5 обозначены одинаковыми позициями.

На фиг. 4 и 5 показаны также шарнир 35, на котором подвешена подвеска 28 вагона 1, на которой жестко закреплен стержень 36, на последнем шарнирами 7 и 8 закреплены штоки 9, 10.1. В этом варианте с каждои стороны вагона имеется только по одному грузу.

Устройство работает следующим образом.

При отклонении вагона 1 под действием. ветра, например слева направо, включается контакт выключателя 33.2 и ветровой контакт

30.2, отключается контакт 30,1, и электромаг-, ниты 13.2 — 16.2 получают питание. Эти электромагниты подключены к батарее 34 так, что при нх включении создаются отталкивающие силы между магнитами, и таким образом, шток 10.2 вместе с грузом 18.2 и симметричные им шток и груз с противоположной стороны вагона отталкиваются от неподвижных . магнитов 15.2, 16.2. Создаваемая при этом реактивная сила противодействует отклонению вагона. При отталкивании штоков размыкается контакт включателя 33.2, и электромагниты 13.2 — 16.2 отключаются. Вагон 1 продолжает отклоняться слева направо, а указанные штоки с грузами и подвижными электромагинтами 13.2 — 14.2 отклоняются уже справа налево. При этом опять включается контакт выключателя 33;1, и электромагниты 13.2—

16.2 снова отталкиваются друг от друга, создавая противодействующее отклонению вагона реактивное усилие (имеется в,виде, что ветровой контакт 30.2 все время замкнут от действия ветрового порыва). В это время груз 17 и 18.1 вместе со штоками 9 и 10.1 находятся в вертикальном положении. Если вагон отклоняется справа налево, когда порыв ветра действует справа налево, включаются контакт выключателя 33,1 и ветровой контакт 31.2, отключается 31.1, злектромагнити 13.1 — 16,1 получают питание, и штоки

9, 10.1 вместе с грузами 17, 18.1 отталкиваются от неподвижных магнитов 15, 16.1.

Процесс гашения колебаний вагонов происходит как раньше.

Из-за различного местонахождения центров тяжести период собственщих колебаний ваго° Ф . на меньше периода колебаний грузов со штоками, поэтому отклоненные вместе с вагоном; штоки с грузом не будут способствовать отклонению вагона в исходное равновесное положение. Для предотвращения удара верхнеЙ чести штоков 9, 10.1 и 10.2 о боковую поверхность вагона при его продольном отклонении или изменении профиля дороги, т.е. при изменении наклона ходовой тележки 2 по отношению к горизонту, предусмотрен.механизм, принцип работы которого заключается в следующем. При изменении положения ходовой тележки 2 поворачивается зубчатая шестерня 20, которая посредством реечной шестерни 21 поднимает или опускает кулачок 22 и при помощи толкателей 26, 27, расположенных в его пазах 23, 24, раздвигает тяги 3, 4 и вместе с ними все штоки.

Ориентировочно общий вес грузов составляет

80 кг (по 20 кг каждый). Грузы будут крениться только в ветренную погоду. ,Гаситель (фиг. 4 и 5) работает аналогичным образом. В этом случае из-за нахождения центра тяжести вагона 1 ниже центра тяжесть грузов 17, 18.1, которые закреплены на одном конце штоков 9 — 10.1, друтой конец которых шарнирно соединен со стержнем

36, жестко закрепленным на подвеске вагона

Ъ включение и выключение конечных выЭ ключателей 33.1 и 33.2 происходит быстро, и это дает воэможность, чтобы среднее опалкивающее усилие между электромагнитами

13-15, 16.1-14.1 было бы большим. Кройе того, такая конструкция гасителя проста и ее можно приМенять как на действующих, так и на строящихся канатных дорогах без конструктивного изменения вагона.

Формула изобретения

Гаситель поперечных колебаний вагона подвесной канатной дороги, содержащий четное число грузов, размещенных на противоположных сторонах вагона, узлы крепления грузов и приводы их перемещения, в цепи питания которых включены контакты, управ812624 6 ляемые ветровыми датчиками, о т л и ч аю шийся-,тем, что, с целью повышения чувствительности и надежности работы, узлы крепления грузов выполнены в виде вертикальных шарнирно закрепленных в верхей части штоков, на нижних концах которых размещены грузы, а приводы перемещения грузов содержат каждый электромагниты, щтни из которых установлены на штоках, а

30 другие жестко закреплены на корпусе вагона и обращены к первым одноименными nomo- ° сами.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР У 226666, кл. В 61 В 12/04, 3105.66.

2. Авторское свидетельство СССР М И8494, кл. В 61 В 12/04, 11.1268 (прототип);

812624

Составитель Л. Цобаи

Техред А. Ач Корректор М. Коста

Редактор К. Волощук

Тираж 551 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.,д.4/5

Звказ 649/21

Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4