Стопорное устройство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 26.04. 79 (21) 2759034/25-27 (S1)N. Кп.
16 В 1/02 с присоединением заявкм Но (23) Приоритет .
Государственный «омнтет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621 ° 882.5 (088. 8) Опубликовано 150381 Бюллетень N9 10
Дата опубликования описания 15. 0 3. 81 (72) Авторы изобретения
Л. Ф. Абраменко, A. Б. Каплан и С. А ° Хижняк (71).Заявитель (54) СТОПОРНОЕ УСТРОЙСТВО
Изобретение относится к машино, строению и может быть использовано, например, для регулировочных элементов агрегатов системы топливопитания двигателей внутреннего сгорания.
Известен регулируемый винтовой механизм, содержащий стержень с резьбой на одном конце, ввинченном в неподвижную гайку с продольными .шлицами на другом конце, на котором насажена рукоятка, причем рукоятка подпружинена относительно стержня, а на торцах гайки и рукоятки радиальные треугольные шлицы 11) .
Недостатком указанного винтового. механизма является то, что радиальные шлицы не обеспечивают необходимую надежность фиксирования рукоятки относительно гайки, так как всегда существует момент сил на рукоятке, при превиаении которого она проворачивается. Этот момент сил зависит от усилия затяжки пружины и уменьшается по мере отварачивания винта. Следовательно, при ударных и вибрационных перегрузках возможны случаи самопроизвольного поворота рукоятки и резьбового стержня от отрегулированного положения.
Известна регулировочная головка, содержащая корпус с наружными шлицами, часть которых находится в зацеплении с внутренними шлицами заплечиков подпружиненного фиксатора, связанного с регулировочным винтом и удерживаемого в зацеплении с одной стороны стопорным кольцом, а с другой стороны — замком, которые установле10 ны в цилиндрических канавках корпуса, делящих его шлицы на две части (2) .
Однако заплечики фиксатора охватывают только часть шлиц корпуса, 15 а остальные шлицы не участвуют в зацеплении и не защищены от механичес, ких повреждений, возможных при эксплуатации. При повреждении шлиц исключается стопорение фиксатора по
20 месту повреждения, что снижает точность подрегулировки выходных параметров регулируемого устройства, например частоты вращения ротора rasaтурбинного двигателя, поэтому ре25 гулировочная головка не обладает необходимой надежностью. Заплечики фик сатора определяют габариты корпуса регулировочной головки и для вращения фиксатора необходимо значитель3Q ное свободное пространство на кор812986 пусе регулируемого устройства. Кроме того, регулируемая головка не име° ет лимба с угловыми делениями, необходимого для более точной регулировки, а также для определения положе- ния фиксаторов в отрегулированном положении. Применение же лимба для нее увеличивает габариты и вес устройства, так как на корпусе для нанесения угловых делений необходимо выполнить круглый диск диаметром больше максимального габаритного размера фиксатора.
Цель изобретения — повышение надежности, уменьшение габаритов и веса стопорного устройства.
Поставленная цель достигается 15 тем, что корпус снабжен диском с внутренними шлицами и двумя перемычками, жестко соединенными с диском, шлицы которого зацеплены с шлицами фиксатора, а стопорное кольцо и за- 2О мок размещены в цилиндрических канавках фиксатора.
На фиг.1 изображено стопорное устройство, разрез; на фиг. 2 — то же, вид сверху; на фиг.3 — то же, вид справа.
Стопорное устройство содержит корпус 1, соединенный перемычками 2 и 3 с диском 4, имеющим внутренние шлицы
5, взаимодействующие с наружными шлицами б фиксатора 7, связанного посред„ ством квадрата 8 с регулировочным винтом 9, ввернутным в резьбовое отверстие корпуса 1,. Фиксатор 7 поджат пружиной 10 и удерживается в шлицевом зацеплении с корпусом 1 с одной стороны стопорным кольцом 11, а с другой стороны пружинным замком 12, которые размещены в цилиндрических канавках 13 и 14 фиксатора 7. На наружном торце диска 4 равномерно по Щ окружности нанесен ряд рисок 15, а на наружной поверхности фиксатора
7 нанесена риска 16, причем для начала отсчета оборотов одна из рисок 15 отличается от остальных рисок, например, красным цветом.
Количество рисок 15 кратно числу шлиц. Лепестки 17 и 18 замка 12 снабжены отверстиями 19 для обвяэки и контровки проволокой. 50
При выполнении регулировки снимает ся замок 12, нажатием на фиксатор 1 сжимается пружина 10 до выхода шлиц
6 фиксатора 7 из зацепления со шлицами 5 диска 4 и производится поворот фиксатора 7 вместе с регулировочным винтом 9 в нужном направлении на определенный угол, отсчитываемый по рискам 15. Затем фиксатор 7 отпускается, .шлицы 5 и б входят в зацепление и производится постановка замка
12 с последующей контровкой проволокой при необходимости.
Применение предлагаемого устройства позволяет повысить надежность регулировочного эдемента, так как одновременно в зацеплении учавствуют все шлицы фиксатора и диска корпуса при этом они надежно защищены от случайных механических. повреждений.
Наружная часть фиксатора имеет небольшие габариты и не требует большого свободного пространства для своего вращения, следовательно, уменьшаются габариты и вес всего устройства, и повышается точность регулировки и отсчета положения фиксатора по имеющимся угловым делениям.
Применение указанного стопорного устройства в агрегатах система топлнвопитания газотурбинных двигателей ГДТ позволит повысить надежность и точность регулировки выходных параметров, например частоты вращения ротора, а также уменьшить вес и габариты агрегатов, что имеет большое значение для летательных аппаратов.
Формула изобретения
Стопорное устройство, содержашее корпус с подпружиненным фиксатором регулировочного элемента, находящиеся с корпусом в шлицевом соединении, стопорное кольцо и замок, установленные по о6е стороны этого соединения, в цилиндрических канавках корпуса, отличающеесятем;что,c целью повышения надежности, уменьшения габаритов и веса, корпус снабжен диском с внутренними шлицами и двумя перемычками, жестко соединенными с диском, шлицы которого зацеплены с шлицами фиксатора, à стопорное кольцо и замок размещены в цилиндрических канавках фиксатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 487423, кл. F 16 В 39/02, 1976.
2. Угромов В. Г. и Березкин В. Ф.
Система топливопитания газотурбинного двигателя ГТД-ЗФ,М., "Машиностроение", 1967, с.30-40 (прототип).
812986
Составитель A. Ярославский
Редактор Н. Роижа Техред Н. Ковалева Корректор Г. Решетник.
Заказ 730/39 Тираж 850 . Подлисное
ВНИИПИ Государственного кОмитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент" > г. Ужгород, ул. Проектная, 4