Зубчатая передача
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<щ813029
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОИ:КОМУ СВИ ТЕЛЬСТВУ
Сешеа Севетскик
Фаенублик
1 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 281178 (21) 2710734/25-28
51 М (лэ с присоединением заявки Но
F 16 Н 1/02
Государствевмый комитет
СССР яо делам изобретеиий и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 150381. Бюллетень N9 10
Дата опубликования описания 150 381 (53) УДК 621, 833 (088. 8) Г
Г. А.Журавлев с;:!- сД. !
1-, (,} .- -:. л р
Ростовский ордена Трудового Красного 3 аменВ- :"*,и.,; государственный университет (72) Автор изобретения (71) Заявитель (54 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕЦАЧА
1 2
Изобретение относится к машино-, новных погрешностях изготовления, строению и может быть использовано сборки или относительного располопри проектировании зубчатого привода. жения колес в процессе эксплуатации, Известна зубчатая передача сме- эквивалентных увеличению межосевого шанного зацепления, исходный контур с расс тояния ° которой образован дуговыми участками Наиболее близ кой к предложенной на базе зацепления Новикова, соеди- по технической сущности и достигаенен ными сопряженной с ними прямой мому результату является зубчатая линией таким образом, что сумма рас- пеРедача с исходным контуром зубьев, стояний от прямолинейных участков 1(} образованным дуговыми участками на бапары нормальных исходных контуров зе зацепления Новикова и соединенными до произвольной нормали к делитель- с ними пРямолинейными участками (2) . ной прямой вдоль этой прямой равна Однако зубчатая передача имеет неполусумме расстояний до той же нор- достаточную нагрузочную способность. мали от теоретических точек контак- Цель изобретения — повышение ната дуговых участков профиля, соответ- грузочной способности путем стаби«15 ствунщих двум общим линиям эацепле- лизации смешанного зацепления в усния. При этом нагруэочная способ- ловиях, эквивалентных увеличению межность передачи возрастает за счет осевого расстояния передачи. образования смешанного эвольвентно- Указанная цель достигается тем, го-точечного зацепления (1). что разность радиусов d р внутренних
Недостатком данной передачи яв- дуговых участков профиля, лежащих ляется отсутствие возможности сохра- между теоретической точкой контакта кения смешанного зацепления дуговых и делительной линией, угол профиля и околополюсного участков и сниже- 25 а(.э прямолинейного участка выбраны ние нагрузочной способности .при ос- в соответствии с соотношением э - - аУ М Ф -лФ ещ+ АХ m сов 6, -cosarcs n (dP
813029 тле m . )3
Йу †-(0,7-1 0) 13 05 Ðà
И 9 принятым здесь с учетом, отсутствия. кромочного контакта в зонах зацеп« ЕО ления Новикова =О,735 ° 13,05=9,6 . Такое выполнение передачи обеспечивает сохранение .смещенного зацепления и высокую .нагрузочную способность,несмотря на.изменение.от- Я вЂ” модульу — угол наклона линии зуба) — суммарное число зубьев колес пары;
А — угол профиля прямолинейного участка торцового сечения исходной рейки;
5 а —. номинальное значение межосевого расстояния; д э — разность радиусов внутренних учас тков профил я исходного контура, описанных, дугами окружностей или аппроксимированных ими и лежащих между теоретической точкой контакта и делитель-,) ной линией. t5
*з. — угол профиля прямолинейного участка исходного контура; да — величина погрешностей, эквивалентная приросту меж- 20 осевого расстояния;
43(- — теоретический угол давления дуговых участков исходного контура; х — коэффициент суммы смещений 25 исходного контура; дх — величина сумьн коэффициентов отрицательных отклонений исходного контура для колес пары от его номи. нального положения.
Hа фиr. 1 показан исходный контур зубьев смешанного зацепления на базе зацепления Новикова с внутренней эвольвентной зоной; на фиг.2 — ис- 35 ходный контур зубьев смешанного зацепления с внешней эвольвентной зоной.
Цилиндрическая тяговая передача, выполненная с параметрами а =604 мм, 2 =21; Z =86; u=4,095; х =х =0;т=
=10 мм; р =27 39 17", выполнена с высокой твердостью зубьев (НВС=60) ведущего колеса и характеризуется постепенным увеличением в процессе эксплуатации межосевого расстояния 45 (да® =1 мм) из-за .износа подшипников скольжения, применяемых в системе моторно-осевой подвески, Параметры исходного контура p,=1,4пц Ф.р =30 щк=40) Арчя =10, а разность радиу- 50
О сов дуговых участков между теоретическими точками контакта К К3 и делительной линией (д.л.)д =ф -я., =0p6m и углом 4з = 32 внутреннего прямолинейного участка найдена из соотно- 55 щения носительного положения осей колес в процессе эксплуатации, Если исходный контур зубьев (фиг. 2) цилиндрической пары имеет параметры7(.у =22; с — — 15 00;9„=1,7m; р =2, 2 5m; Ь „=1, О 7m; й. =2, 32m, то рассматриваемая пара модуля m=3 мм; =20о56 ; Е =50 Е =62; х,=Î при монтаже узлов двигателя может быть установлена (из-за колебания характеристик разъема) с. превыщением межосевого расстояния на д а = 0,3 мм L относительно номинала а -180 мм.
При этом сохраняется распределение нагрузки между зонами зацепления
Новикова (теоретические точки контакта К и К ) и внешними эвольвентными зойами благодаря выбору разности радиусов ьр>-р — P„ 0,55 m внутренних дуговых участков между точками К и К и делительной линией не только из обычного условия устойчивости контакта зон зацепления Новикова, но и из,соотношения ьР
- — =6 16 принятого иэ диапазо
4 0 Э на
=(0,7-1,0) ° 6,3=4,41-6,31.
Такое выполнение передачи обеспечивает практически одинаковые окружные отводы эвольвентных профилей (0,126 мм) и дуговых участков зацепления Новикова (0,122 мм) в торцовой плоскости, что сохраняет смешанное зацепление и высокую нагруэочную способность, несмотря на возможность увеличения межосевого расстояния сверх его номинального значения. Периферийные участки эвольвентного зацепления удалены от зоны полюса и поэтому сравнительно небольшая величина профильного угла g,а =15ОО О, близкая к традиционному исполнению эвольвентного зацепления, характеризуется здесь достаточно высокой работоспособностью.
При занижении данного диапазона дРт соотношения — например
=22 и др =0,5 в, эквивалентные зоны имеют отвод, равный 0,186 мм, заметно превышающий отвод зон зацепления Новикова (0,0954 мм), и в этом случае эвольвенты могут быть выключены иэ работы в процессе эксплу тации передачи
=4 08=0,51 7,98<0,7 ° 7,98, Ч ехнико-экономический эффект от применения предлагаемой передачи заключается в повышении нагрузочной способности и в повышении долговечности передачи.
Формул а из об ре те н и я
Зубчатая передача с исходным контуром зубьев, образованным дуговыми участками на базе зацепления Новикова и соединенными с ними прямо813029
pRsHocTb радиусов а у 2 внутрен,линейными участками, о т л и ч аа я с я тем, что, с целью по- них дуговых у частков профиля, лежаю щ а я с я тем, ч и и — щих между теоретической точкой конвышения нагрузочной способности пуни. смешанного зацеп- такта и делительной линие, и уг л тем стабилизации.с иля о прямолинейного участка ления в условиях, эквивалентных уве-;профиля выбраны в соответствии с соотношением личению межосевого Расстояни
)(т+ Х@ 1 ., tAZg GQGd.g
+ — (i ve - invarccos
+цгй.э 2(са Ф+ьа Ф2) cos Р i) аЯ2 (<++ ) соьр
="(0 7-1)+q4 сом -созагса1п(%. 4.
Э да, —
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1 ° Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2135589/28, кл. F 16 Н 1/02, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке 9 2324720/28,кл.F 16 Н 1/02, 1976 (прототип) . филиал ППП "Патент.". уж ород,ул.Проектна"
4 фи@.2 где m — модуль; — угол наклона .линии зуба;
Š— суммарное число зубьев колес пары1
dq. — угол профиля прямолинейного участка торцового сечения исходной рейки; а — номинальное значение межосеЯО вого расстояния; х — коэффициент . суметь смещений исходного контура; д.х — величина суммы коэффициентов отрицательных отклонений исходного контура для колес пары от его номинального положения;
Ьу, †разность радиусов внутренних участков профиля исходного контура, описанных дугами окружностей или аппроксимированных ими и лежащих между теоретической точкой контакта и,целительной линией; угол профиля прямолинейного участка; величина погрешностей, эквивалентная приросту межосевого расстояния; теоретический угол давления дуговых участков.