Торцовое уплотнение вращающегосявала

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 150679 (21) 2780876/25-08 (5 )Ж. КЛ с присоединением заявки Н9 (23) Приоритет

F 16 J 15/34

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 15.0З,81, Бюллетень Н9 10

Дата опубликования описания 150 181 (53) УДК 62-762 (088.8) !

1, . 2;1н нннй.цнсйй3М"" : (72) Авторы изобретения

Л.И.Мамон и A.H.Äóäêà

Днепропетровский химико-технологиче им. Ф.Э.Дзержинского (71) Заявитель (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВРМЦАЮЩЕГОСЯ ВАЛА

Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности к торцовым уплотнениям вращающихся валов, и может быть использовано в различ.— ных отраслях народного. хозяйства.

Известны торцовые уплотнения вращающихся валов, состоящие иэ уплотнительных колец, одно из которых неподвижно и контактируется с подвижным подпружиненным кольцом, закрепленным в гильзе, посаженной на вал.Эти уплотнения бывают с обыкновенной парой трения и такие, в которых в зазор пары трения посредством каналов подвведена смазывающая жидкость Щ .

Недостатком данных уплотнений является плохая работоспособность в условиях возможных колебаний (пульс саций) давления уплотняемой среды или изменения удельного давления в паре трения.

Наиболее близко к предлагаемому ( по технической сущности и достигаемому результату гидростатическое торцовое уплотнение; одно из колец которого снабжено каналами для подвода смаэывающей жидкости в зону трения (2) .

Недостатком этого уплотнения является то, что его работа характеризуется большим эначениеи зазора в паре трения, а следовательно, и большими утечками уплотняемой среды.

Цель изобретения — увеличение герметичности торцовых уплотнений с гидростатическими парами трения путем терморегулируемой подачи смазки в зону контакта с образованием пары трения, самонастраивающейся на заданный режим трения.

Указанная цель достигается тем, что в каналах, сообщающих область давления уплотняемой среды с зоной трения, установлены терморегулируемые клапаны.

При этом клапаны выполнены в виде полого плунжера с радиальными отверстиями, плунжеры установлены вблизи пары трения и выполнены из материала с коэффициентом теплового расширения, отличным от коэффициента теплового расширения материала кольца пары трения.

На фиг. 1 представлена схема торцового уплотнения с терморегулируемой подачей смазки в зону трения; на фиг. 2 - терморегулируемый клапан.

Золотник 1 клапана выполнен из материала с меньшим коэффициентом

ЗО теплового расширения, чем у материа813055

Формула изобретения

Ъ ла кольца 2 пары трения, а для уменьшения инерционности действия (более быстрого нагрева и охлаждения) золотник выполнен в виде полого цилиндра с радиальными отверстиями.

Золотник клапана установлен вблизи поверхности трения и одним концом жестко связан с кольцом 2 уплотнения, например, при помощи резьбового соединения 3, посредством которого создается необходимая затяжка клапана в зависимости от его температурного порога срабатывания.

Уплотнение работает следующим образом.

При заданном режиме работы уплотнения температура колец пары трения не превышает допустимой (порог срабатывания.клапана}, золотник 1 перекрывает выходное отверстие канала

4 по плоскости 5, и уплотнение работает без дополнительной подачи 2Q смазки в зону трения.

При изменении удельного давления в уплотнении меняется режим трения, следовательно, происходит увеличение температуры колец пары трения „o д превышения допустимой. Вследствие различного теплового расширения кольца 2 и золотника 1 клапана происходит раскрытие клапана по плоскости 5 и смазка поступает в зону трения по каналам 4 и 6, а также через осевое и радиальные отверстия в золотнике, что улучшает условия трения в зазоре уплотнения, а следовательно, уменьшаются тепловыделения в зазоре пары трения при этом температура колец пары трения начинает уменьшаться.

При охлаждении колец до температуры меньше допустимой происходит закрытие клапана по плоскости 5, доступ смазки в зону трения через канал 4 4О прекращается и уплотнение работает в заданном режиме.

Таким образом, в предлагаемом уплотнении обеспечивается дополнительная терморегулируемая подача смазки в зону трения с образованием пары трения, самонастраивающейся на заданный режим трения, что приводит к улучшению условий работы пары трения торцового уплотнения, а следовательно, к увеличению его надежности и долговечности.

1. Торцовое уплотнение вращающегося вала, состоящее из неподвижного и подпружиненного вращающегося колец, при этом в зазор пары трения посредством каналов подведена смазывающая жидкость, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью повышения гер-, метичности путем регулирования подачи смазывающей жидкости в функции температуры в паре трения, в каналах размещены терморегулируемые клапаны.

2. Уплотнение по п.1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что клапаны выполнены в виде полого плунжера с радиальными отверстиями, плунжеры установлены вблизи пары трения и выполнены из материала с коэффициентом теплового расширения, отличным от коэффициента теплового расширения материала кольца пары трения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9446695, кл. F 16 3 15/34, 1976.

2. Голубев A.Ø. Торцовое уплотнение вращающихся валов. М., "Машиностроение", 1974, с. 59-60.

r.Óæãoðoä,óë.Ïðoåêòíàÿ,4