Устройство для улучшения ком-мутации коллекторных электричес-ких машин c волновой обмоткой якоря
Иллюстрации
Показать всеРеферат
>813592
ОПИСАНИЕ
ИЗОВЕЕтИНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетскнк
Социалистических республик (6т) Дополнительное к авт. свид-ву— (22)Заявлеэ о 08.06.79 (2т) 2778468/24 07
{51)M. Кл.
Н 02 К 13/14 с присоединением заявки №вЂ”
ФЬсудерстееннь! и нокнтет (23) П риорнтет— (53) УДК 621.1. .313.2(088,8) аа делам нэебретеннй н открытнй
Онубликовано 15.03.81. Бюллетень ¹ 10
Дата опубликования описания 18 03 81
А. И. Скороспешкин, Э. Г. Чеботков, В. А. Прудников,:
В. B. Трошин и Л. Я. Макаровский (72) Авторы изобретения
5 (71) Заявитель Куйбышевский политехнический институт им. В.В.Куйбышева (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ КОММУТАЦИИ
КСПЛЕКТОРНЫХ ЭЛ ЕКТРИЧЕСКИХ
МАШИН С ВОЛНОВОЙ ОБМОТКОЙ
ЯКОРЯ
Изобретение относится к Ьлектромашиностроению и способствует повышению. надежности работы машин постоянного тока.
Известны устройства для улучшения коммутации коллекторных машин, содер5 жащие регулируемый источник питания для подпитки дополнительных полюсов, датчики частоты вращения, постоянной и переменной составляющих тока якоря, мно.
10 жительное устройство и функциональные преобразователи 1 .
Это устройство не позволяет повысить быстродействие и статическую точность.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для улучшения коммутации коллекторных машйн с волновой обмот- кой якоря, содержащее уйравпяемый усилитель подключенный к обмотке дополни тель-.
У ных полюсов, и элементы для управления усилителем, выполненные в виде датчиков тока, которые установлены в цепи щеток одноименной полярности, а между датчиками тока.и управляемым усилителем включен сумматор P2).
Недостатком этого устройства является низкая статическая точность управления током дополнительных полюсов и ограниченное быстродействие.
11ель изобретения — повышение быстродействия и статической точности при од новременном улучшении стабильности настройки дополнительных полюсов на середину безыскровой зоны коммутации.
Это достигается тем, что устройство для улучшения коммутации коллекторных ма шин с волновой обмоткой якоря снабжено подключенным к управляемому усилителю регулятором с пропорционально-интегральным законом изменения BbKQE_#_oro напряжения, два входа которого соединены через резисторы с датчиками тока, а третий вход подключен через резистор к обмотке дополнительных полюсов.
За счет включения в схему устройства регулятора с пропорционально-интегральным законом изменения выходного напря-, жения при управлении гоком дополнительных полюсов возникает формировка в переходных процессах, способствующих повышению быстродействия. Настройка же регулятора с пропорционально-интегралЪным заЯоном иэменения выходного напряжения на постоянную времени дополнительных полюсов (наибольшая постоянная времени контура регулирования — регулятор и управляемый усилитель с обмоткой) обеспечивает компенсацию этой постоянной времени, а следовательно, повышению быстродействия при настройке полюсов на середину безыскровой зоны. коммутации. За счет включения в схему указанного регулятора управления током дополнительных полюсов осуществляется без нерегулирования, а регулирование тока дополнительных полюсов при изменении частоты вращения электрической машины в широких пределах отрабать|вается с большой точностью. В свою очередь, .это положительно отражается на качестве и стабильности процесса коммутации.
За счет использования регулятора в совокупности с охватом его вместе с управляемым усилителем отрицательной обратной связью по напряжению дополнительных полюсов повышается статическая точ1О
25 ность при одновременном улучшении сгабильности настройки дополнительных полюсов на середину безыскровой зоны коммутации.
На черте>ке показана блок-схема предлагаемого устройства.
Устройство состоит иэ управляемого
35 усилителя 1 мощности регулирующего ток в обмотке дополнительных полюсов 2., Elля получения сигналов, пропорциональных токам в щетках одновременной полярности, 4О используются два датчика 3 и 4. В качестве датчиков тока могут применяться шунты амперметра или токоподводяшие шины. Между усилителем 1 мощности и датчиками тока 3 и 4 включен регулятор
5, который за счет охвата его цепочкой, состоящей из емкости 6 и резистора 7, имеет пропорционально-интегральную зависимость выходного напряжения. В качестве регулятора может быть применен операционный усилитель. Алгебраическая сумма сигналов, пропорциональных токам в щетках одноименной полярности, непосредственно выделяется во входной цепи усилителя. 5, на входах которого установлены резисторы Ы и 9. Управляемый усилитель 1 и регулятор 5 охвачены отрицательной связью по напряжению дополнительных полюсов 2, реализуемой подачей этого напряжения через резистор 10 на вход регулятора, Устройство работает следующим образом.
Управляемый усилитель 1 настраивается таким образом, что при одинаковых токах в щетках одноименной полярности он обеспечивает начальный ток, соответствующий настройке дополнительных полюсов на середину. зоны безыскровой работы.
При изменении величины добавочного то-ка коммутации равенство токов в щетках одноименной полярности нарушается, во входной цепи регулятора выделяется сигнал, уровень которого зависит от направления и величины добавочного тока коммутации. Изменяется величина тока управляемого усилителя и регулирования тока добавочных полюсов происходит до тех пор, пока не наступит равенство токов в щетках одноименной полярности.
Введение интегральной составляющей в закон управления регулятора сводит ошибку в регулировании токов в щетках одноименной полярности в статическом режиме к нулевому значению. Придание регулятору пропорционально-интегральных свойств и охват его вместе с управляемым усилителем обратной связью по напряжению дополнительных полюсов приводит к существенному снижению результирующей пост оян ной времен и всего кон тура (а, следовательно, к повышению быстродействия), что объясняется форсированным изменением BbtxollHoFO напря>кения регулятора и компенсацией запаздывания, вносимого управляемым усилителем и дополнительными полюсами, Формула изобретения
Устройство для улучшения коммутации коллекторных электрических машин с вол— новой обмоткой якоря, содержащее управляемый усилитель, подключенный к обмотке дополнительных полюсов, и элементы управления усилителем„выполненные в виде датчиков тока, установленных в цепи щеток одноименной полярности, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения быстродействия и статической точности при одновременном улучшении стабильности настройки дополнительных полюсов на середину безыскровой зоны коммутации, оно снабжено подклю-. ченным к управляемому усилителю регулятором с пропорционально-интегральным законом изменения выходного напряжения, два входа которого соединены через ре81ЭЫ7
1. Патент ФРГ % 1200930, кл. 21 ol 28, 1965.
Составитель С.. Шу ов .Редактор Е. дорошенко Техред М.Реивес ор
К ректор М. Шароши,Заказ 788/70 Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
4/5
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4
Филиал ППП Патент", r.. Ужгород, ул. Проектная, я 4 зисторы с датчиками тока, а третий вход подключен через резистор к обмотке дополнительных полюсов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2; Авторское свидетельство СССР № 630714, кл. Н 02 К 13/14, 1977..