Способ обработки волновой зубчатойпередачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВ ВТВЛЬСТВУ (61) Дополнмтельное к авт. саид-ву (22) Заявлено 12D179 (21) 2712517/25-08
Союз Советских
Социалистических
Республик о>814606 (51)М. Кл З
8 23 F 17/00 с присоединением заявки М
Государственный комитет
СССР ио делам изобретений и открытий (23) Прмормтет
Опублмковамо 23 0331. Бюллетень Но 11
Дата опубликования описанмя 23.03.81 (53) УДК 621. 941. 26:
: 62.1. 833. 2 3 (088.8) (72) Авторы изобретения
A. Н. Абакумов. Н. Н. Цейтлин и Ю. В. Буч
Московский станкоинструментальный институ (71) Заявитель (54) СПОСОБ ОБРАБОТКИ ВОЛНОВОЙ ЗУБЧАТОЙ
ПЕРЕДАЧИ
Изобретение относится к металлообработке.
Известен способ обработки волновой зубчатой передачи, при котором при нарезании как жесткого, так и гибкого колеса, производят радиальное смещение инструмента и сообщают последнему радиальную Ъодачу (1);
Однако гибкие колеса имеют низкий срок службы.
Цель изобретения — повышение долговечности гибкого колеса путем увеличения ширины впадины.
Указанная цель достигатеся тем, что нарезание гибкого колеса производят в два этапа, на первом иэ которых осуществляют радиальную подачу на глубину от 2,05в до 1,35в, а на втором дополнительное тангенциальное смещение инструмента, при этом величина радиальной подачи при нарезании жесткого колеса равна величине радиальной подачи при иареэании гибкого колеса.
Коэффициенты радиального смещения исходного контура гибкого и жесткого колес связывают. зависимостью.
"а.) (нюсей в) ha. h ° где m — модуль зацепления;
Уизсак — величина максимальной радиальной деформации гиб5 кого колеса;
h — стандартная высота профи2 ля зубьев;
h глубина радиального вреэания инструмента, равная
10 высоте нарезаных зубьев; х — коэффициент смещения гиб1 кого колеаа; х - коэффициент смещения жестг. кого колеса.
Величину тангенциального смещения . инструмента определяют по уравнению
2("2 "- )с9с" и> где т — величнйа тангенциального смещения; угол зацепления.
Для обеспечения регламентированных радиального и бокового зазоров в зацеплении, нареэание зубьев по предлагаемому способу на гибком и жестком
)5 колесах волновой передачи осуществляется с различными коэффициентами радиального смещения исходного контура., Причем, для волновой передачи с максимальной величиной радиальной деформации гибкого колеса Ч „дХ, рав814606.ной модулю, коэффициенты смещения х и х исходного контура соответ1 ственно Рибкого и жесткого колеса связаны зависимостью (x„-х, ) m
A для волйовой передачи, в которой
W „,„4 m зависимостью
Ъ.- ". где x — коэффициент смещения гиб-.
1 кого колеса;
x — коэффициент смещения жест3кого колеса;
m — модуль зацепления;
W e HH M K HM Ho радиальной деформации гибкого колеса;
Ь вЂ” стандартная высота профиля зуба;
И вЂ” глубина радиального врезания инструмента, равная высоте нарезаемых зубьев.
Величину тангенциального смещения определяют по уравнению
Y = 2(h2 h ) tg о р, где — величийа тангенциального смеще ния;
Ащ — угол зацепления.
На чертеже схематически представлен предлагаемый способ нарезания колес.
Обработку зубьев жесткого колеса производят стардартным, радиально смещенным инструментом в один переход, сообщая. инструменту радиальную подачу. При этом глубина радиально.го врезания инструмента принимается равной от 2,05m до 1,35m, т.е. меньшей стандартной глубины (стандарт на зубья равен 2,25 в).
Обработку зубьев гибкого колеса стандартным, радиально смещенным инструментом производят в два этапа, на первом из которых осуществляют радиальную подачу на глубину от
2,05, до 1,35щ, а на втором — дополнительное тангенциальное смещение инструмента.
Профиль 1 зубьев гибкого колеса с увеличенной шириной впадины между зубьями отличается от профиля 2 зубьев гибкого колеса с нормальной шириной впадины между зубьями тем, что ширина спадины у профиля 1 больше ширины впадины у профиля 2 на величину у тангенциального смещения зуборезного интсрумента. Высота профиля
1, равная глубине врезания, меньше высоты И профиля 2 для обеспечения регламентированных зазоров в зацеплении.
Профиль 3 зубьев жесткого колеса, соответствующий профилю 1 зубьев гибкого колеса с увеличенной шириной впадины между зубьями, отличается ,от профиля 4 зубьев жесткого колеса соответствующего профилю 2 зубьев гибкого колеса с нормальной шириной впадины. тем, что высота h профиля 3 меньше высоты h профиля 4. При этом коэффициенты радиального смещения исходного контура гибкого и жесткого колес связывают приведенной зависи- мостью.
Предлагаемый способ осуществляется практически на зубофрезерном станке 5Е32 и зубодолбежном 514 при нарезании зубьев с широкой впадиной на гибком колесе из стали 40Х улучшенной. При этом на первом и втором этапах устанавливаются нормальные для зубонарезания подача и скорость резания. Тангенциальное смещение осуществляется без размыкания цепи деления путем относительного смещения заготовки с профилем зубьев, полученным после первого перехода или инструмента относительно друг друга.
При этом либо смещается инструмент при неподвижном обрабатываемом коле29 се, либо поворачивается колесо при неподвижном инструменте.
Формула изобретения
m(x -х
>о где в
&ax (Wma+ модуль зацепления; величина максимальной радиальной деформации гибкого колеса; стандартная величина профиля зубьев; глубина радиального врезания инструмента, равная высоте нарезаемых зубьев; коэффициент смещения гибкого колеса; коэффициент смещения жест-. кого колеса.
Ч х
l х
3. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что величину тангенци25
1. Способ обработки волновой зубчатой передачи, при котором при нарезании как жесткого, так и гибкого колеса, производят радиальное смещение их исходных контуров и сообщают инструменту радиальную подачу, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения долговечности гибкого колеса путем увеличения ширины впадины, нарезание гибкого колеса производят в два этапа,на первом из которых осуществляют радиальную подачу на глубину от 2,05„„ до 1,35,, а на втором — дополнительное тангенциальное смещение инструмента,при этом величи40 на радиальной подачи при нарезании жесткого колеса равна величине радиальной подачи при нарезании гибкого колеса.
2. Способ по п.1, о т л и ч а ю4 шийся тем, что коэффициенты радиального смещения исходного контура гибкого и жесткого колес связывают зависимостью
814606
Составитель В. Слиткова
Редактор. Т. Кугрышева Техред A.A÷ Корректор О. Билак
Заказ 897/18 Тираж 1148 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/Ь
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4 ального смещения инструмента определяют по уравнению
2<"а. "4 9 и .где — величина тангенциального смещения; акр - угол зацепления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Чиров A. А. Исследование и разработка волновых редукторов общего назначения. Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. техн. наук. М., 1978 (МВТУ им. Баумана).