Гайковерт для крупных резьбовыхсоединений

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалнстических

Реслу6лик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ

gii814706 (61) Дополнительное к авт. свид-ву{22) Заявлено 0604,79 (21 } 2746525/25-28

i (51)М. Кл. с присоединекием заявки Ио

В 25 В 21/00

Государственный комитет

СССР но делам нзобретеннй н открытнй (23) Приоритет—

Опубликовано 23.03.81. Бюллетеиь N9 11

1 (Дата опубликования описания 230381 (53) УДК 621. 883 (088. 8) В. И. Веденев, В. И. Кривомаэов, В. И. Деревянко и А. P. Дыбчинский (72) Авторы изобретения

Краснодарский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института по монтажным и специальным строительным работам "Монтажспецстрой" (71) Заявитель (54) ГАЙКОВЕРТ ДЛЯ КРУПНЫХ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ

Изобретение относится к ручному монтажному инструменту для затяжки и отвинчивания резьбовых соединений, преимущественно при необходимости обеспечения больших моментов затяжки с заданной степенью ;-очности, и может быть использовано при сборке крупных резьбовых соединений, когда для достижения требуемых усилий необ- 10 ходимы большие моменты затяжки.

Известен гайковерт для крупных резьбовых соединений, содержащий корпус, гаечную головку, планетарный редуктор, включающий коронное колесо, сателлит, установленный на води- 1з ле, с которым сочленена приводная рукоятка, имеющая встроенный механизм ограничения момента затяжки и жестко связанный с корпусом для гашения реактивного момента упорный рычаг (1). 20

Недостатками этого гайковерта являются наличие больших потерь за счет эксцентричного возвратно-поступательного перемещения корпуса с упорным рычагом, нестабильность крутящего момента, а также большие неудобства в работе. Нестабильность крутящего момента значительно снижает контроль крутящего момента, затрудняет использование динамометрических и предельных механизмов. Неудобство в работе создает несовпадение направлений вращения приводной рукоятки и резьбовою соединения.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является гайковерт для крупных резьбовых соединений, содержащий корпус, приводной вал, кинематически связанный с ним многоступенчатый планетарный редуктор, шпиндель с гаечной головкой, ограничитель крутящего момента и упорный рычаг для гашения реактивного момен.та (21 .

Недостаток указаняого гайковерта заключается в больших габаритах и массе его конструкции, ограниченности использования для монтажных работ, а также в повышенном износе механизма ограничения момента затяжки изэа значительных усилий, действующих на его элементы, что приводит к снижению надежности гайковерта.

Кроме того, при работе с ручным приводом до обеспечения требуемого момента затяжки появляется обратный ход (отдача) приводного вала за счет возникающих напряжений в планетарном редукторе, что приводит к неудобству в работе, повышению трав814706 моопасности и ухудшению эксплуатационных характеристик.

Цель изобретения — повышение надежности конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что гайковерт снабжен реэьбовой втулкойо подпружиненной относительно. ограничителя крутящего момента, который выполнен в виде предохранительной муфты, ведущая полумуфта которой связана с приводным валом, ведомая » с центральным колесом, установлена с воэможностью вращения в корпусе посредством односторонне заклинивающихся тел качения и выполнена с полостью в которой размещеI

15 ны ведущая полумуфта и резьбовая втулка.

На фиг. 1 схематически изображен предлагаемый гайковерт, продольный разрез; на фиг. 2 - то же, с частичным вырезом, вид сверху. 20

Гайковерт для крупных реэьбовых соединений содержит корпус 1, приводной вал 2, кинематически связанный с ним многоступенчатый планетарный редуктор, включающий центральную шес- 25 терню 3, водило 4 с сателлитами 5, коронное колесо 6 первой ступени и центральную шестерню 7, водило 8 с сателлитами 9, коронное колесо 10 вторбй ступени ограничителя крутящего мо-30 мента затяжки, шпинделя 11 с гаечной головкой 12 и упорного рычага

13 для гашения реактивного момента.

Водило 4 первой ступени планетарного редуктора жестко сочленено с цен- 35 тральной шестерней 7 второй ступени, а водило 8 второй ступени выполнено заодно со шпинделем 11. Корон- ные колеса 6 и 10 соединены с корпусом 1 ° Ограничитель крутящего момента затяжки выполнен в виде предохранителььюй муфты, имеющей ведущую полумуфту 14, связанную с приводным валом 2, ведомую полумуфту 15, сочлененную с центральной шестерней 3 и установленную на опорах вращения в 45 корпусе 1 и крышке 16, и промежуточных элементов, выполненных в виде роликов 17, которые размещены в соответствующих канавках ведущей и ведомой полумуфт. Во внутренней полос- ц) ти ведомой полумуфты 15 установлена резьбовая втулка 18, поджимающая через опорный подшипник 19 и пружины 20 ведущую полумуфту 14 с приводным валом 2 к ведомой полумуфте 15.

Приводной вал 2 размещен на опорах вращения в реэьбовой втулке и ведомой полумуфте. Резьбовая втулка 18 снабжена шкалой и стопорным винтом

21 для фиксирования требуемого усилия поджатия. На боковой поверхности 60 ведомой полумуфты 15 выполнены пазы

22, взаимодействующие с обоймой 23 корпуса через односторонне эаклинивающие тела 24 качения,,а на корпусе шарнирно укреплен и подпружинен 65 стопор 25, входящий в паз обоймы и удерживающий ее от проворачивания, что исключает обратный ход привод- ного вала. 2 при з атяжке и поз воляет производить отвинчивание резьбовых соединений при отжатом стопоре. Гаечная головка 12 закреплена на шпинделе 11 с помощью винта 26.

Гайковерт работает следующим образом.

Настраивают ограничитель крутящего момента затяжки на требуемое усилие срабатывания (момент затяжки) путем поворота резьбовой втулки 18 на соответствующее деление шкалы и фиксируют ее в этом положении с помощью стопорного винта 21. устанавливают гайковерт на затягиваемую гайку, используя сменную гаечную головку 12 необходимого размера, закрепляемую на шпинделе 11 винтом 26 и фиксируют упорный рычаг 13 на близлежащих соединениях или эл ментах конструкции.

С помощью привода вращают приводной вал 2 по часовой стрелке. Вращательное движение передается через ведущую полумуфту 14, ролики 17 и ведомую полумуфту 15 на центральную шестерню 3, далее через двухступенчатую планетарную передачу — на водило 8 второй ступени и через шпиндель 11 с гаечной головкой 12 — на затягиваемую гайку. Пазы 22, расположенные на боковой поверхности ведомой полумуфты с размещенными в них заклинивающими телами 24 качения, исключают возможность обратного хода приводного вала 2. При достижении требуемо-. го момента затяжки ролики 17 выталкиваются друг на друга, и ведущая полумуфта 14 вместе с приводным валом 2 смещается в осевом направлении вверх, преодолевая усилие пружин 20.

При этом приводной вал 2 с ведущей полумуфтой 14 вращаются вхолостую, ведомая полумуфта 15 остается неподвижной и затяжка гайки прекращается.

Для облегчения снятия гайковерта с гайки стопор 25 отжимают, обойма 23 получает воэможность проворота вместе с ведомой полумуфтой 15, что приводит к уменьшению напряжений в планетарной передаче, возникающих в процессе затяжки.При отвинчивании резьбового соединения реэьбовую втулку 18 устанавливают путем поворота на максимально возможный момент затяжки, стопор 25 отжимают, и вращают приводной вал 2 против часовой стрелки.

Для обеспечения требуемых моментов затяжки в гайковерте могут применяться планетарные передачи с различным числом ступеней, увеличивающих передаточное число.

Гайковерт компактен, имеет небольшую массу, по сравнению с используемыми в настоящее время средствами затяжки крупных резьбовых соединений, 814706 и находит широкое применение в самых различных условиях монтажа, где необходим малогабаритный переносной инструмент.

Эффективна работа гайковерта в труднодоступных местах, где невозможно использование других средств механизации крупных реэьбовых соединений (гидравлические, пневмогидравлические устройства и т. п.). Гайковерт надежен, высокопроизводителен, безопасен н удобен в эксплуатации.

Формула изобретения

Гайковерт для крупных резьбовых соединений, содержащий корпус, приводной вал, кинематнчески связанный с ним многоступенчатый планетарный; редуктор, шпиндель с гаечной головкой, ограничитель крутящего момен- 20 та и упорный рычаг для гашения реактивного момента, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен реэьбовой втулкой, !подпружиненной относительно ограничителя крутящего момента, который выполнен в виде предохранительной муфты, ведущая полумуфта которой связана с приводным валом, ведомая — с центральным колесом, установлена с воэможностью вращения в корпусе посредством одностороние эаклинивающихся тел качения и выполнена с полостью, в которой размещены ведущая полумуфта и реэьбовая втулка.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 227928, кл. В 25 В 21/00, 1968.

2. Авторское свидетельство СССР

9 304127, кл. В 25 В 21/00, 1971 (прототип).

В.l4 ХОе

Фиг.2

Составитель И. Лихачев

Редактор О. Малец Техред Н.Граб Корректор В. Синицкая

Заказ 912/23 Тираж 1090 Пэдписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ПБП Патент, r. Ужгород, Ул. Проектная, 4