Траншейный экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

(ii)815154

Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Реслу6лик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.01.79 (21) 2711952/29-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Е 02 F 3/44

Гооударетееиный комитет

СССР (53) УДК 621878 .48-879.32 (088.8) Опубликовано 23.03.81. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 27.03.81 по делам изобретений и открытий

Г. Г: Малик, С. М. Пенкисович, С. Д. Янчак и 1О. В. Оса е,ько

1, ( ь

) qr, 1

Научно-исследовательский институт строительного про зводствр

Госстроя Украинской ССР (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) ТРАНШЕЙНЫЛ ЭКСКАВАТОР

Изобретение относится к землеройным машинам и может быть использовано для рытья траншей при строительстве сооружений методом «стена в грунте».

Известен траншейный экскаватор с широкозахватным грейфером на направляющей копровой стойке (1).

Недостатком этого экскаватора является то, что из-за сравнительно большого просыпания из ковшей грунта при их раскрытии и низкого коэффициента заполнения транспортного средства, вследствие близко- to го расположения направляющей стойки к раскрытым ковшам, не удается загрузить кузов транспортного средства по всей его площади. Зачастую грунт выгружают в отвал, а затем, перегружают в автотранспорт.

Наиболее близким техническим решением к предлагаемому изобретению является траншейный экскаватор, включающий базовую машину с лебедками, стрелу с направляющей стойкой, на которой установлены рукоять, связанная жестко с кареткой, ползун и ковши грейфера, связанные с лебедками возвратным и напорным канатами. Ползун смонтирован на рукоятки и связан с ней через блоки с напорным канатом, соединенным с нижней и верхней частями рукояти, при этом конец этого каната закреплен на нижней части рукояти (2).

Недостатком этого экскаватора является низкий коэффициент заполнения кузова транспорта из-за неудовлетворительной точности установки ковша над транспортом и ограниченной зоны разгрузки ковша, вследствие близкого расположения направляющей стойки к раскрытым ковшам. Это отрицательно влияет на трудоемкость погрузки грунта в - транспорт. Сравнительно большая продолжительность цикла из-за трудоемкости точной установки рабочего оборудования над забоем также отрицательно влияет на трудоемкость и в итоге снижает производительность экскаватора.

Цель изобретения — повышение точности наведения ковшей над забоем и загружаемым транспортом.

Указанная цель достигается тем, в траншейном экскаваторе, включающем базовую машину с лебедками, стрелу с направляющей стойкой, на которой установлены рукоять, связанная жестко с кареткой, ползун и ковши грейфера, связанные с лебедками возвратным и напорным канатами, рукоять

815154 выполнена из двух шарнирно соединенных между собой частей, а экскаватор снабжен механизмами поворота и фиксации одной части рукояти относительно другой части.

Механизм фиксации выполнен из шарнирно закрепленного на одной части рукояти рычага и жестко закрепленного на другой части рукояти упора, взаимодействующего с рычагом, а также шарнирно закрепленного на направляющей стойке копира, установленного с возможностью взаимодействия с рычагом.

Механизм поворота выполнен в виде закрепленного на одной части рукояти ролика и жес1 ко закрепленного на направляющей стой к -. отклонительного элемента, имеюгцего скошенный и прямолинейный участки для взаимодействия с роликом.

На фш. 1 изобра)кен траншейный экскаватор; на фиг, 2 --- подвижная часть оборудования, вид спереди; на фиг. 3 — рукоять в исходш)м вертикальном и повернутом положениях, Экскаватор включает базовую машину 1 с лебедками и смонтированную на ней стрелу с нацравляюгцей стойкой 2, на которой посредством карсток 3 и 4 установлена рукоять 5, связанная )ксстко с кареткой 3.

Рукоять имеет HH)vøoto часть 6, верхнюю часть 5 (фиг. 3), нижняя каретка 4 смонтирована с возможностью перемещения как по верхней части 5 рукояти, так и по копровой стойкс 2 до нижнего упора 7 на ней.

Упор 8 является ограшгчителем для верхней каретки 3 и s ñTû1!3Âëèoñ!ñTñÿ в зависимости от требуемой глубины разработки.

Верхняя часть 5 рукояти соединена посредством шарнира 9 с нижней частью 6 рукояти. Ковши 10 грейфера связаны со смонтированным на нижней части рукояти ползуном. 11 через тяги 12. Напорный канат 13 грейфера последовательно огибает блок 14, закрепленный на оси полуна 11 и отклоняющие парные блоки 15 на верхней части 5 рукояти. Блок 16 закреплсн на нижней части 6 рукояти, блок 17 — на верхней части 5, а блок 18, закреплен на нижчей части стойки 2. Один конец напорного каната !3 закреплен на нижней части рукояти, а другойна барабане лебедки 20. Канат возврата 21 ковшей в исходное положение огибает парные блоки 22, затем блок 23 на ползуне 11 и закреплен одним концом на нижней части 6 рукояти, а другим концом на барабане лебедки 20. Подъемный канат 25 одним концом закреплен на клиновом зажиме 26 рукояти верхней части, а другим концом— на подъемном барабане лебедки 27. На верхней части рукояти шарнирно закреплен рычаг 28 с роликом 29 и пружиной 30, а на нижней части рукояти жестко закреплен упор 31, посредством которого удерживается нижняя часть рукояти в вертикальном положении. Для отклонения нижней части рукоятки вместе с ковшами 10 в сторону от вертикали, на нижней упомянутой части

25 зо

55 шарнирно закреплен ролик 32. На направляющей стойке 2 шарнирно закреплен рычажный копир 33, который в одном положении отклоняет запирающий рычаг 28, а в другом — пропускает его. На стойке 2 жестко закреплен отклонительный элемент, имеющий прямолинейный и скошенный участки для взаимодействия с роликом 32.

Зкскаватор работает следующим образом. Вращением барабана 27 с помощью каната 25 верхняя часть 5 рукояти с ковшами 10 поднимается над траншеей. Ролик 29 накатывается на отклонительный элемент 34 и отклоняет рычаг 28, и тем самым выводит его из зацепления с упором 31 нижней части 6 рукояти. При дальнейшем подьеме ковшей ролик 32 входит в контакт с отклонительным элементом 34 и отклоняет нижнюю часть 6 рукояти в наклонное положение, которое позволяет выгружать грунт из ковшей 10 в транспорт в стороне от стойки 2. После этого барабан лебедки 27. выключается и затормаживается. В этот момент ролик 29 рычага 28 входит из зацепления с рычажным копиром 33 и занимает исходное положение под действием собственного веса и пружины 30. При повороте нижней части рукояти изменение длины канатов 13 и 21 компенсируется изменением взаимного расположения парных блоков 15 и 22.

Разгрузка происходит при наматывании каната 21 на барабан, который воздействует через ползун 11 и тяги 12 на ковши 10 и раскрывает их. Натянутый канат 21 способствует удержанию грейфера в наклонном положении с помощью парных блоков 22.

Для возврата ковшей 10 в исходное положение тормоз лебедки 27 выключается и под собственным весом, ковши грейфера с рукоятью опускаются. При этом ролик 29 нажимает с внутренней стороны на рычажный копир, поворачивает его и опускается вниз. Далее ролик 32, перекатываясь по отклонительному элементу 34, позволяет нижней части рукояти под действием силы тяжести занять вертикальное положение. При этом происходит отвод рычага 28, который затем под действием силы тяжести и пружины 30 возвращается в исходное положение, захватывает упор 31 и удерживает нижнюю часть 6 рукояти в вертикальном положении.

Механизмы фиксации и поворота устройства могут быть выполнены в виде гидроцилиндров, соединяющих части рукояти.

Таким образом, разъемное выполнение рукояти с возможностью отвода нижней ее части в сторону позволяет манипулировать использующимся на копровой стреле ковшом грейферного оборудования,что повышает точность наведения ковша над забоем и погружаемым транспортом и снижает трудоемкость погрузочных работ. При этом долговечность поворотного механизма экс5154

Формула изобретения

81 каватора, платформы и стрелы повышается, поскольку при погрузке транспорта они находятся в неподвижном положении.

1. Траншейный экскаватор, включающий базовую машину с лебедками, стрелу с направляющей стойкой, на которой установлены рукоять, связанная жестко с кареткой, ползун и ковши грейфера, связанные с лебедками возвратным и напорным канатами, отличающийся тем, что, с целью повышения точности наведения ковшей над забоем и загружаемым транспортом, рукоять выполнена из двух шарнирно соединенных между собой частей, а экскаватор снабжен механизмами поворота и фиксации одной части рукояти относительно другой части.

2. Траншейный экскаватор по и. 1, отличающийся тем, что механизм фиксации выполнен из шарнирного закрепленного на одной части рукояти рычага, жестко закрепленного на другой части рукояти упора и шарнирно закрепленного на направляющей стойке копира установленного с возможностью взаимодействия с рычагом.

3. Траншейный экскаватор по п. 1, отличающийся тем, что механизм поворота выполнен из закрепленного на одной части рукояти ролика и жестко закрепленного на направляющей стойке отклонительного эле10 мента, имеющего скошенный и прямолинейный участки для взаимодействия с роликом.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Филахтов А. А. Возведение сооруже!

5 ний методом стена в грунте. «Будивельник», Киев, 1976, с. 95.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке № 2571995/29-03, кл. Е 02 F 3/44, 25.01.78 (прототип) .

815154

Редактор А. Шандор

Заказ 991/48

Составитель Н. Туленинов

Техред А. Бойкас Корректор Н. Бабинец

Тираж 693 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий

113035, .Москва, K — 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4