Устройство для передачи средытранспортному средству

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Социалистических

ЗОБРЕТЕН ИЯ

„„815156

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву № 581198 (22) Заявлено 14.03.79 (21) 2736612/29-03 (51) М. Кл. с присоединением заявки № 2742391/29-03

Е 02 F3/64

Гоеударствеиный комитет

СССР (23) Приоритет— ио делам изобретений и открытий

Опубликовано 23.03.81. Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 27.03.81 (53) УДК 621.878..6 (088.8) (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ СРЕДЫ

ТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ

Изобретение относится к землеройнотранспортным машинам типа бульдозеров и скреперов, оборудованных системой газовой смазки рабочих органов для уменьшения трения грунта о рабочие органы.

По основному авт. св. № 581198 известно устройство для передачи среды, например сжатого воздуха, транспортному средству, включающее выполненный с раструбом на конце гибкий трубопровод, установленный на транспортном средстве, например скрепере, и, установленный на носителе сре- 1р ды, например тракторе, гибкий трубопровод, имеющий на конце конус, входящий в раструб, а также пружины сжатия (1).

Недостатком известного устройства является малая надежность передачи среды при движении транспортного средства и носителя среды по пересеченной местности.

Возникающие при этом автоколебания .раструба и конуса, установленных на упругих элементах — пружинах, нарушают герметичность соединения и приводят к непроизводительным потерям среды. Носитель среды, оборудованный толкающим устройством для передачи дополнительного тягового усилия транспортному средству при совместном движении, имеет возможность осевого смещения относительио транспортного средства вследствие рассогласования скоростей, что увеличивает потери при наборе грунта.

Цель изобретения — повышение надежности соединения раструба с конусом.

Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено установленными в плоскости, перпендикулярной продольной оси раструба и конуса, подпружиненными фиксаторами соединения последних. Каждый фиксатор выполнен в виде клина, установленного в раструбе, а конус выполнен с кольцевой проточкой треугольного сечения для взаимодействия с клиньями, Фиксация и разъединение раструба и конуса происходит автоматически за счет сил сжатия и растяжения пружин, на которых смонтированы раструб и конус.

В другом конструктивном варианте конус может быть выполнен с радиальными каналами, сообщенными с передающими среду трубопроводами, а каждый фиксатор выполнен в виде поршня со штоком, установленном в одном из каналов, причем раструб имеет кольцевую проточку для вза815156 имодействия со штоками фиксаторов. Передача среды через трубопроводы под давлением обеспечивает автоматическое включение фиксаторов.

На фиг. 1 показано устройство для передачи среды транспортному средству, общий вид; на фиг. 2 — устройство с фиксаторами в виде клиньев при соединении между собой раструба и конуса продольный разрез; на фиг. 3 — то же, при разъединении раструба и конуса; на фиг. 4 — устройство по другому конструктивному варианту с фиксаторами в виде поршней со штоками, при отсутствии давления в передающих среду трубопроводах продольный разрез; на фиг. 5 — разрез А — А на фиг. 4.

Устройство для передачи среды транспортному средству включает раструб 1 и входящий в него конус 2; соединенные с гибкими трубопроводами 3 и 4 посредством кольцевых манжет 5 и 6. Снаружи раструб 1 соединен с концом цилиндрической пружины 7, другой конец которой закреплен на транспортном средстве, например скрепере 8.

Конус 2 также соединен с концом цилиндрической пружины 9, другой конец которой закреплен на стойке 10 носителя среды 11 с возможностью осевого перемещения трубопровода 4 относительно стойки 10. На раструбе 1 смонтированы в радиальном направлении на пружинах IZ фиксаторы 13, снабженные на свободном конце двумя клиновыми поверхностями. Каждый фиксатор соединен с ограничителем 14 хода, который удерживает фиксатор от выпадания в холостом положении. На поверхности конуса 2 образована по окружности выемка 15 треугольного сечения.

Устройство для передачи среды транспортному средству по другому конструктивному варианту включает конус 2, который также соединен с концом цилиндрической пружины 9, другой конец которой закреплен на стойке 10 носителя 11 среды, например трактора с компрессором высокого давления, с возможностью осевого перемещения трубопровода 4 относительно стойки 10. В конусе 2 образованы радиальные каналы 16, соединенные с осевым каналом 17 конуса посредством перепускных каналов 18. В радиальных каналах 16 смонтированы поршни 19 со штоками 20, снабженные возвратными пружинами 21.

Пружины 21 зажаты пробками 22, установленными по резьбе в конусе 2. На внутренней поверхности раструба 1 образована кольцевая проточка 23, сопряженная в рабочем поло кении устройства со штоками 20.

Работа устройства осуществляется следующим образрм.

При стыковке носителя среды — трактора 11, и транспортного средства — скрепера 8, конус 2 входит, в раструб 1 и центрируется на его внутренней поверхности (фиг. 1). Одновременно, конус 2 воздействует на переднюЮ клиновую поверхность фиксатора 13, сжимая пружины 12 и утапливая фиксаторы в корпус раструба 1, после чего фиксаторы 13 попадают в выемку 15 треугольного сечения на поверхности конуса 2 и удерживают раструб и конус от взаимного осевого перемещения при движении машин (фиг. 2). По трубопроводам 3 и 4 осуществляется передача среды (сжатого воздуха) от носителя 11 к транспортному средству — скреперу 8, где сжатый воздух, выходя через выпускные отверстия в скреперном ковше, снижает трение грунта по металлу и грунта по грунту внутри ковша, тем самым уменьшая усилие копания грунта.

При расстыковке носителя среды и транспортного средства расхождение их на определенное расстояние вызывает растяжение пружин 7 и 9 до момента, когда усилие растяжения пружин не достигает величины достаточной, чтобы утопить фиксаторы 13 в корпус раструба 1 за счет разложения сил на задней клиновой поверхности фиксатора.

После этого прекращается подача сжатого воздуха. При расхождении носителя среды ll и транспортного средства 8 на большее расстояние раструб и конус 2 разъединяются, и машины осуществляют дальнейшее перемещение раздельно.

Работа устройства по другому конструктивному варианту, когда фиксаторы выполнены в виде поршней со штоками, осуществляется следующим образом.

30 При стыковке носителя среды 11 и транспортного средства 8 конус 2 входит в раструб 1 и центрируется по его внутреннеи поверхности. При подаче по трубопроводам 3 и 4 под высоким давлением среды, последняя воздействует через перепускные каналы 18 в конусе 2 на торцовую поверхность поршней 19, которые перемещаются. сжимая пружины 21. При этом штоки 20 перемещаются в радиальном направлении и входят в кольцевую проточку 23 растру4О ба 1, надежно удерживая раструб и конус от взаимного осевого перемещения при действии высокого давления среды и движении машины по пересеченной местности.

Среда, например сжатый воздух, поступает к рабочему органу транспортного средства

45 и осуществляет разрушение и перемещение грунта. При расстыковке транспортного средства Я и носителя среды 11, прекращают подачу среды под высоким давлением через трубопроводы 3 и 4. В результате давление среды на поршни 19 падает, и штоки 20 выходят из кольцевой проточки 23, обеспечивая разъединение раструба 1 и конуса 2.

Преимуществом изобретения является увеличение надежности соединения растМ руба и конуса и снижение потерь среды при передаче ее под низким и высоким давлением от носителя к транспортному средству.

815156

Формула изобретения

1. Устройство для передачи среды транспортному средству по авт. св. № 581198, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности соединения раструба с конусом, оно снабжено установленными в плоскости, перпендикулярной продольной оси раструба и конуса, подпружиненными фиксаторами соединения последних.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый фиксатор выполнен в виде клина, установленного в раструбе, а конус выполнен с кольцевой проточкой треуголь6 ного сечения для взаимодействия с клиньями.

3. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что конус выполнен с радиальными каналами, сообщенными с передающими среду трубопроводами, а каждый фиксатор— в виде поршня со штоком, установленного в одном из каналов, причем раструб имел кольцевую проточку для взаимодействии со штоками фиксаторов.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 581198, кл. Е 02 F 3/64, 1975.

815156

А-А

Л 10

4 иг.5

Составитель А. Калиничев

Редактор Н. Пушненкова Техред А. Бойкас Корректор Н. Бабинец

Заказ 991/48 Тираж 693 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР .по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4