Пневматическая арка
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (»> 815185 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.01.79 (21) 2706243/29-33 (51) М. Кл.з с присоединением заявки №вЂ”
Е 04 В 1/345
Гасударственный комитет (23) Приоритет— по делам изобретений и открытий
Опубликовано 23.03.81. Бюллетень № 11
Дата опубликования описания 28.03.81 (53) УДК 69.033.. 15 (088.8) (72) Авторы изобретения
А. В. Маралов, М. И. Петровнин, Ю. И. Хрущев, А. А. Охотников и Ю. Г. Анцигин (54) ПНЕВМАТИЧЕСКАЯ АРКА
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении облегченных конструкций.
Известны пневматические арки, изготовленные из специальных выкроенных тканевых полотнищ — «вышек», придающих аркам заданную кривизну (1).
Недостатком известной конструкции является высокая трудоемкость изготовления, значительные отходы при раскрое, а также невысокая герметичность, снижающая автономность сооружений.
Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемой является пневматическая арка, включающая замкнутую оболочку из эластичного воздухонепроницаемого материала, опорные башмаки, вентили и клапаны (2).
Недостатком конструкции является то, что из-за большой гибкости, потери преднапряжения в нижней зоне во время принудительного изгиба не обеспечивают восприятие сооружением снеговых нагрузок.
Цель изобретения — повышение несущей способности и жесткости конструкции.
Поставленная цель достигается тем, что пневматическая арка, включающая замкнутую оболочку из эластичного воздухонепроницаемого материала, опорные башмаки, вентили и клапаны, выполнена многоветвевой из нескольких отдельных арочных пневмоэлементов, соединенных между собой. Пнев5 моэлементы скреплены хомутами, выполненными в виде встречных сдвоенных полуколец, охватывающих пневмоэлементы, имеющих шарнирное соединение с одной стороны, запорное устройство с противоположной стороны и жесткую связь с другими полуколь1о цами.
Кроме того, пневмоэлементы могут быть скреплены между собой в зоне касания по всей длине упругими лентами.
На фиг. 1 изображена предлагаемая арка, общий вид; на фиг. 2 — сечение А — А
15 на фиг. 1; на фиг. 3 — фрагмент арки, ветви которой соединены эластичными хомутами, на фиг. 4 — сечение Б — Б на фиг. 3; на фиг. 5 — фрагмент арки, ветви которой соединены по всей длине упругими лентами; о на фиг. 6 — сечение  — В на фиг. 5.
Предлагаемое устройство состоит из пневмоэлементов 1, соединенных между собой с помощью хомутов 2, устанавливаемых с определенным шагом. Хомут 2 представ81
3 ляет собой обойму с шарнирными 3 и запорными 4 устройствами. Основания пневмоэлементов закрепляются в опорных башмаках 5, имеющих секции для каждого пневмоэлемента, аналогичные хомуту 2.
Разновидностями соединительного узла арки являются эластичный хомут 6, опоясывающий поочередно все пневмоэлементы
1 и устанавливаемый с определенным шагом, и эластичные тканевые полосы 7, скрепляющие пневмоэлементы 1 по всей длине.
Хомуты 2 устанавливаются на арки в процессе монтажа и прикрепляются к оболочке пневмосооружения или тенту. Эластичные хомуты 6 устанавливают на пневмоэлементы при сборке многоветвевых арок на заводе-изготовителе.
Пневмоэлементы накачиваются воздухом до рабочего состояния. Хомутом 6, например, в виде тканевой полосы с клейким слоем обматывают поочередно все пневмоэлементы с небольшим смещением по высоте, чтобы участки полосы в промежутках между пневмоэлементами не пересекались между собой. Хомуты 6 устанавливаются на арке через определенное расстояние, напримср, через 2 м.
Соединение гибкой полосой 7 пневмоэлементов 1 производится также при изготовлении многоветвевой арки, когда пневмоэлементы накачаны воздухом и изогнуты до рабочего положения. Вследствие этого соединительная гибкая полоса 7 обеспечивает создание заданной кривизны арки.
Устройство работает следующим образом.
На монтажной площадке в соответствии с разметкой плана сооружения устанавливают опорные башмаки 5. Основания пневмоэлементов 1 арок устанавливают в опорные башмаки 5. Пневмоарки прикрепляют к оболочке сооружения (тенту), например, поместив арку в специальный карман и зашнуровав его. Затем к штуцерам пневмоэлементов .подсоединяют воздухоподающую гребенку и включают воздуходувку или компрессор. Уровень давления в пневмоэлементах контролируется манометром.
Пневмоэлементы оснащаются также клапанами избыточного давления для стравливания воздуха при перекачке или при нагреве солнцем. В пневмотентовом сооружении на последнем этапе подкачки, когда пневмоэлементы уже наполнены воздухом, иногда необходимо слегка подтолкнуть среднюю часть арки вверх, чтобы она заняла рабочее положение.
В комбинированных пневмосооружениях, которые могут эксплуатироваться в пневмо5185
4 опорном режиме, вначале наполняют воздухом оболочку сооружения, а затем подкачивают и пневмоарки, которые подняты вместе с оболочкой в рабочее положение.
После выравнивания сооружения закрепляют опорные башмаки 5 к основанию.
Обеспечение заданной кривизны многоветвевой пневматической арки с помощью соединительной гибкой полосы 7 позволяет использовать в качестве пневмоэлементов не только единичные пневмоарки, имеющие
10 принудительный изгиб, но и прямые тканевые рукава, а также прямолинейные цилиндрические рукава, изготовленные из прямых полотнищ прорезиненной ткани. В последнем случае сводятся к минимуму отхо!
5 ды ткани при раскрое и трудозатраты.
Пневматическая арка многоветвевой конструкции позволяет существенно увеличить пролеты пневмокаркасных сооружений, не прибегая к специальным высокопрочным материалам и оборудованию и испсльзуя
2о технологию, хорошо освоенную в резиновом техническом производстве. Повышается также и степень надежности работы арки при случайных проколах (выход из строя одного из элементов Приводит только к некоторому снижению несущей способности арки, тогда как одноветвевая арка в этом случае полностью перестает нести нагрузку).
Формула изобретения
1. Пневматическая арка, включающая замкнутую оболочку из эластичного воздухонепроницаемого материала, опорные башмаки, вентили и клапаны, отличающаяся тем, что, с целью повышения несущей способности и жесткости, она выполнена многоз5 ветвевой из нескольких отдельных пневмоэлементов, соединенных между собой.
2. Арка по п. 1, отличающаяся тем, что арочные пневмоэлементы скреплены хомутами, выполненными в виде встречных сдвоенных полуколец, oxBBTbIBBloLUHx пневмоэлементы, имеющих шарнирное соединение с одной стороны, запорное устройство с протиповоло жной стороны и жесткую связь с другими полукольцами.
3. Арка по п. 1, отличающаяся тем, что
45 арочные. пневмоэлементы скреплены между собой в зоне касания по всей длине упругими лентами.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 548681, кл. Е 04 В 1/345, 1975.
2. «Engineering», США,29, 1964.
А-A
Б-0
Nuz,.2
Arz. 5 о-В
Фиг.б
Фиг. 5
Составитель Е. Чиркова
Редактор И. Николайчук Техред А. Бойкас Корректор М. Шароши
Заказ 541/49 Тираж 765 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 l 3035. Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4