Мембранное покрытие
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАйИЕ
ИЗОВРЕТЕпИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнитвльиое к авт. свид-ву (42) ЗбфВ6фФР 0706.79 (21) 2775928/29-33 () M
Е 04 В 7/14 с присоединением заявки HP (23) Приоритет
Государственный коннтет
СССР по делан изобретений и открытий
Опубликовано 23.03.81 Бюллетень М 11
Дата опубликования описания 230381 (53) УДК 69. 024. . 5 (088. 8) (72) Авторы изобретению
M.ß. Туллер и И.Л. Ружанский
Ордена Трудового Красного Знамени центральный-на тцНо = исследовательский и проектный институт строительных металлоконструкций (71) Заявитель (54) МЕМБРАННОЕ ПОКРЫТИЕ
Изобретение относится к строительству и может найти применение в качестве покрытий производственных зданий с подвесным транспортом.
Известно мембранное покрытие,включающее стабилизирующие жесткие балки, закрепленные на нижней стороне мембраны и соединенные оттяжками с опорами. Такие мембраны, работающие на растяжение, дают минимальный расход металла на 1м покрытия L13.
Недостатком этого решения является расположение оттяжек, которое не дает возможности установить подвесные краны таким образом, чтобы они могли обслуживать здание по всему его пролету..
Известно также мембранное покрытие, включающее систему двухпоясных несущих и стабилизирующих вант, напрягаемых при помощи центрального барабана по типу "велосипедного колеса". Аналогичные системы могут быть также без центрального барабана с установкой между двумя тросами сжатых или растянутых стоек (.2).
Недостатком этих систем является то, что центральный стабилизирующий барабан предполагает напряжение системы только для круглых в плане зданий, что неприемлемо для промышленных объектов с подвесными кранами.
Установка между тросами сжатых или .растянутых стоек позволяет применить это решение для зданий с прямоугольным планом, но система не обладает продольной жесткостью и при подвесных кранах покрытие будет очень
1О деФормативным и не произойдет перераспределения нагрузки от кранов на все покрытие. Кроме того, здесь понижена степень концентрации, так как по тросам требуется установка ограждающих панелей покрытия.
Наиболее близким к предлагаемому является мембранное покрытие, включающее преднапряженную мембрану, опорный контур, жесткие стабилизирующие элементы и соединенные с ними и
20 опорным контуром преднапряженные затяжки.
Данное покрытие применимо в зданиях с мостовыми кранами, в которых продольные элементы опорного контура выполнены в виде подкрановых балок, которые соединены между собой прокладками, установленными ниже нейт- ральных осей подкрановых балок 33, Недостатком этого решения являе1ЗО ся то, что в зданиях этого типа мож.
815207 но использовать только мостовые кра ны. Для установки подвесных кранов жесткости этого мембранного покрытия явно недостаточно,а по технологическим требованиям во многих производственных зданиях подвесные краны более экономичны и целесообразны чем мостовые.
Цель изобретения — увеличение жесткости покрытия для зданий прямоугольной формы в плане и обеспечение его стабильной работы при наличии подвесного транспорта и перераспределении нагрузок от подвесного транспорта на мембрану.
Достигается эта цель тем, что в мембранном покрытии, включающем пред- 15 напряженную мембрану, опорный контур, жесткий стабилизирующий элемент и соединенные с ним и опорным контуром преднапряженные затяжки, стабилизирующий элемент выполнен в виде про- 2Q странственной трех или четырехгранной в поперечном сечении фермы, установленной в средней части пролета по всей длине здания.
Кроме того, с целью снижения расхода металла, нижние пояса фермы выполнены в виде подкрановых балок с подзесными путями.
Для увеличения общей жесткости покрытия, затяжки объединены с ..>ембраной гибкой преднапряженной ре:. еткой. С целью снижения раскода металла, опорный контур в., и o 7 Hp f! B Виде прост ранет Ве н— но;: фермы, нижний пояс которой подк.>еплен путями подвесных кранов.
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая конструкция," на фнг. 2 — разрез А A на фиг. 1, на фиг. 3 — разрез Б-Б на фиг. 1, на фиг. 4 — вариант с 4-х гранной ста- 40 билизирующей фермой и мембраной.
Покрытие включает преднапряженную мембрану 1 и затяжки 2, между которыми вдоль здания на всю длину путей подвесного транспорта смонтирована в средней зоне пролета над или под мембраной жесткая пространственная трех или четырехгранная в поперечном сечении ферма 3, установленная по всей длине здания параллельно его длине. Эта ферма, выполняя роль жесткого элемента, перераспределяет крановые сосредоточенные нагрузки на большую часть мембраны по ее длине, что является резервом снижения металлоемкости покрытия. Кроме того, после объединения ее затяжками 2 с пространственным опорным контуром 4, обращенным внутрь здания, эта ферма выполняет и стабилизирующие функции.
В состав покрытия входят пути 5 69 подвесных кранов, прикрепленных к опорному контуру б и к мембране 1 или ферме 3, причем эти пути могут входить в состав этих стабилизирующих ферм и в опорный контур в качестве 65 их нижних поясов. Опорныи контур объединен с опорами 7 . В случае необходимости мембрана может быть дополнительно стабилизирована оттяжками 8, прикрепленными к нижнему поясу опорного контура таким образом, чтобы не мешать движению кранов.
Для обеспечения большей жесткости, с целью обеспечения деформативности покрытия в пределах нормативных прогибов для подвесного транспорта, затяжки и мембрана могут быть объединены гибкой преднапрягаемой решеткой 9, либо жесткими стойками
10, образуя вертикальные или наклонные вантовые поперечные несущие и стабилизирующие фермы. В случае необходимости жесткая пространственная ферма, за счет установки панелей или переплетов 11, может быть превращена в технический этаж или продольный фонарь. Такое совмещение функций ста-. билизирующей фермы даст дополнительный экономический эффект.
Данное решение позволяет за счет жесткости продольной стабилизирующей пространственной фермы 3 включить в работу от подвесных кранов мембрану 1 на большом протяжении. За счет преднапряжения затяжек 2 верхний пояс треугольной фермы 3 зафиксирован от смещения из плоскости, что позволяет покрытию воспринимать усилия при несимметричных крановых и снеговых нагрузках. Использование преднапрягаемых гибких элементов решетки 9 позволяет еще более ужесточить покрытие и безопасно воспринимать усилия от подвесных кранов, которые в настоящее время в мембранных покрытиях не применяются. Использование в составе стабилизирующих ферм и опорного контура путей 5 подвесных кранов является также значительным резервом сни— жения веса покрытия. В варианте с расположением фермы 3 над мембранои
1 (фиг. 1) снижается высота отапливаемой части здания, что также может повысить экономический эффект. B варианте с расположением фермы 3 под мембраной 1 (фиг. 4) обеспечивается наружный водоотвод с покрытия.
Формула изобретения
1. Мембранное покрытие, включаю— щее преднапряженную мембрану, опорный контур, жесткий стабилизирующий элемент и соединенные с ним и опорным контуром преднапряженные затяжки, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью увеличения жесткости покрытия для зданий прямоугольной формы в плане и обеспечения его стабильной работы при наличии подвесного транс— порта и перераспределении нагру;ок от подвесного транспорта Hcl мем .,рану стабилизирующий элемент выполнен в
81 2!i
1О нидс и;>ос тt) ill -: i ií»i«îè трех или четырехграннои «опоречном сечении фермы, установленнои в средней части пролета по всеи длине здания.
2. Покрытие по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью снижения расхода металла, нижние пояса фермы выполнены в виде подкрановых балок с подвесными путями.
3. Покрытие по п и. 1, 2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью увеличения жесткости покрытия, затяжки объединены с мембраной гиб.кой преднапряженной решеткой.
4. Покрытие по и и. 1-3, < т л ич а ю щ е е с я тем, что опорнын контур выполнен в виде фермы, нижний пояс которой подкреплен путями подвесных кранов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертиэе
1. Авторское свидетельство СССР
459566, кл. Е 04 В 7/14, 1973.
2. Муханов К.К. Металлические конструкции. М., "Стройиэдат", 1976, рис. Х.22, Х.23, с. 424.4 25.
3. Авторское свидетельство СССР
Р 528377, кл. Е 04 В 7/14, 1972.
815207
b-Б
Составитель Н. Павлова
Редактор В. Иванова Техред М.федорнак Корректор В. Синицкая
Заказ .995/51 Тираж 765 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4