Устройство для отбора данныхпроб

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕ ЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВ ИЗЛЬСТВУ (ii) 815270 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 15.01. 79 (23)2712036/22-03 (51)М. Ял.з с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет

Е 21 В 49/02

G 01 N 1/02

Государственный комитет

СССР оо делам изобретений и открытий

Опубликовано 2303 1 Бюллетень № 11

Дата опубликования описания 2 303.81 (53) УДК 622. 2 43. 6 4 (088. 8) . (72) Авторы изобретения

О. И. Калинин, P .È. Чумаров, Т. В.Арутюнян, и В.A.×åðïèí

Ленинградский ордена Красного Знамени мех

Министерства. высшего и среднего специальн ГО . снФрееОвакия C+ и Ленинградское гидрографическое предприщгие Министерства морского флота СССР . :."- ;V." -. ; (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТБОРА ДАННЫХ ПРОБ

Изобретение относится к горному делу, к средствам для отбора проб грунта со дна водоемов для различных исследований.

Известны пробоотборники, погружаемые в данный грунт в результате использования кинетической энергии груза (lj, Недостатком этих устройств является большой вес груза и габариты.

Известно также устройство содержащее корпус с балансным грузом и .имеющий направляющий цилиндр, размзщенные в полости направляющего - цилиндра подвижный пробоотборник и механизм перемещения пробоотборника относительно корпуса, выполненный в виде реактивного двигателя с камерой сгорания, пороховым зарядом и сопловыми насадками (2)Однако применение указанного технического решения предусматрива" ет наличие подъемного средства, установленноro на судне. цель изобретения — обеспечение автономной работы устройства.

Укаэанная цель достигается тем, что в известном пробоотборнике, сопловый насадок выполнен с радиаль-

° йыми каналами, а корпус — в виде жесткого пантона с газоводами и полостью на стыке его с поверхностью балластного груза, сообщающейся с а сопловым насадком при крайнем положении поршня.

На чертеже схематически изображено предлагаемое устройство, разрез, г

Конструкция корпуса 1 устройства обеспечивает сохранение положительной плавучести при повышенном гидростатическом давлении, т. е. корпус выпол. нен в виде жесткого понтона. В корпусе установлены блок 2 управления и сигнальное устройсво 3, которые обеспечивают включение устройства при достижении дна и подачу сигналов для обнаружения устройства после его всплытия. В корпусе смонтирован направляющий цилиндр 4, внутри

20 которого размещен реактивный двигатель, имеющий возможность продольного перемещения. Реактивный двигатель состоит из камеры сгорания 5, в которой размещены пороховой заряд 6, воспламенитель 7, пиросвеча 8. В верхней части двигателя установлен сопловой насадок 9. Герметичность камеры двигателя обеспечивается иембраной 10, опертой на диафрагму

ЗО 11. В корпусе соплового насадка вы815270 полнены радиальные каналы 12, выход иэ которых в начальном положении закрыт направляющим цилиндром.

Реактивный двигатель жестко соединен с пробоотборнйком 13. Удержание грунта в пробоотборнике обеспечива ется крышками 14, установленными на подпружиненных осях 15. В нижней части корпуса устройства закреплен балластный rpyэ 16, фиксируемый стопорами 17. В нижней части направляющего цилиндра выполнены отверстия 18, сопрягаемые при перемещении реактивного двигателя с пробоотборником в крайнее конечное положение с отверстиями в сопловом насадке и соединенные гаэоводами 19 с полостью

20, выполненной на стыке корпуса и баластного груза.

Устройство работает следующим образом.

Пробоотборник сбрасывается с 20 надводного средства в заданном месте. Устройство под действием сил отрицательной плавучести, создаваемых балластным грузом, опускается на дно.. При достижении дна с блока 25 управления 2 подается сигнал на пиросвечу 8, от действия которой загорается воспламенитель 7 и пороховой заряд 6 в камере сгорания 5 реактивного двигателя. После достижения

30 давления, достаточно для преодалени я сил гидростатического давлени я и прочности мембраны 10, пороховые газы прорывают мембрану и истекают из соплового насадка 9, создавая реактивную силу. Под действием реактивной силы двигатель вместе с жестко с ним связанными пробоотборником

13 перемещается относительно корпуса и погружается в грунт. При соприкосновении торца пробоотборника 13 с 40 грунтом крышки 14 разворачиваются, обеспечивая беспрепятственное проникновение грунта в пробоотборник.

При перемещении реактивного двигателя по направляющему цилиндру 45 вода, находящаяся в полости направляющей цилиндра, стравливается через нижние отверстия.

В конечном ноложении каналы 12 в сопловом насадке совмещаются с от- 5р верстиями 18 в направляющем цилинцре которые соединены гаэоводами 19 с полостью 20, при этом пороховые газы высокого давления из камеры сгорания истекают по газоводам 19

55 над балластным грузом. В результате действия газовой струи стопора 17 разрываются и балластный груз отрывается от устройства. При этом устройство под действием реактивной силы, приложенной к корпусу, вместе с пробоотборником отрывается от грунта и начинает перемещаться вверх.

После окончания горения заряда и истечения газов всплытие устройства на поверхность обеспечивается положительной плавучестью корпуса.

В процессе объема устройства часть грунта высыпается и крышки 14 под действием пружинных осей 15 разворачиваются, фиксируя пробу грунта в пробоотборнике.

При всппытии на поверхность включается сигнальное устройство 3, подающее сигналы, обеспечивающие и облегчающие поиск и обнаружение устройства.

Использование предлагаемого устройства позволяет значительно снизить вес аналогичных устройств и также увеличить исследуемую площадь морского дна за равный промежуток времени.

Формула изобретения

Устройство для отбора данных проб, содержащее корпус с балластным грузом и имеющий направляющий цилиндр, размещенные в полости направляющего цилиндра подвижный пробоотборник и механизм перемещения пробоотборника относительно корпуса выполненный в виде реактивного двигателя с камерой сгорания, пороховым зарядом и сопловыми насадками, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения автономной работы устройства, сопловый насадок выполнен с радиальными каналами, а корпус — в виде жесткого пантона с газоводами и полостью на стыке его с поверхностью балластного груза, сообщающейся с сопловым насадком при крайнем нижнем положении поршня.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Жуковский Г.Р. Океанография

Водтранспорт, 1953., с. 67 °

2. Авторское свидетельство СССР

Р 508578, кл. G 01 N 1/02, 1974. (прототип).

12

Составитель В.Акслер

Редактор A,Øàíäoð Техред Н.Бабурка Корректор Л. Иван

Заказ 1001/54 Тираж 627 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035,Москва,Ж-35,Раушская наб.,д.4/5

Филиал ППП Патент,г.ужгород, ул.Проектная, 4