Упруго-центробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

<1Ц815341 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 08.05.79 (21) 2762998/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет— (51) М.К .

F 16 D 43/14

Гооудорстееиный комитет

СССР

Опчбликовано 23.03.81. Бюллетень № 11 по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825..7 (088.8) Дата опубликования описания 28.03.81 (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА

Изобретение относится к машиностроению и приборостроению, в частности к упругодинамическим муфтам, и может быть использовано во всех областях народного хозяйства для соединения валов с целью передачи крутящего момента в машинах и механизмах, а также компенсации несоосностей соединяемых валов и демпфирования возникающих при этом колебаний и динамических нагрузок.

Известна упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде ступиц с диаметрально расположенными хвостовиками, и соединяющий полумуфты упругий кольцевой элемент, жестко прикрепленный к хвостовикам ведомой полумуфты и несущий неподвижно закрепленные на нем центробежные грузы. Хвостовики ведущей полумуфты выполнены в виде упругих пластин, жестко соединенных с центробежными грузами.

При крутильном возмущении ведущей или ведомой полумуфты грузы совершают колебания в приблизительно радиальном направлении 111.

Однако эта муфта не может, или в очень малых размерах, компенсировать несоосность соединяемых валоь. Кроме того, ввиду непосредственной связи центробежных грузов с ведущей полумуфтой в резонансных областях работы, где появляются значительные крутильные колебания, может произойти поломка упругих пластин, демпфирующие способности которых ограничены связывающей полумуфтой.

Цель изобретения — улучшение компенсирующих и демпфирующих способностей муфты, что позволит расширить область ее

10 применения.

Поставленная цель достигается тем, что хвостовики ведущей полумуфты выполнены в виде стержней круглого сечения, а в центробежных грузах и соответственно в упругом кольцевом элементе выполнены сквозные отверстия, в которых с возможностью перемещения размещены стержни.

На фиг. 1 представлена упруго-предохранительная муфта, общий вид; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1.

Ведущая полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с диаметрально расположенными выступами 2 и 3 с отверстиями, направленными перпендикулярно оси вращения. В эти отверстия вставлены стержни 4 и 5, у ко815341 торых один конец имеет гладкую цилиндрическую поверхность, а второй имеет элемент для крепления в отверстиях выступов 2 и 3. Ведомая полумуфта состоит из ступицы 6 с" диаметрально расположенными хвостовиками 7 и 8, снабженными прорезями для размещения, соединяющего полумуфты, упругого кольцевого элемента 9, который прижимается болтами 10 к хвостовикам 7 и 8. На упругом кольцевом элементе 9 диаметрально противоположно крепятся центробежные грузы 11, в которых совместно с упругим кольцевым элементом 9 просверливаются отверстия для размещения стержней 4 и 5 ведущей полумуфты. Для уменьшения трения в контакте стержней с отверстиями производится смазка.

Работа муфты осуществляется следующим образом.

В статическом положении и при вращении без нагрузки угол а(, между осями выступов 2 и 3, соответственно и стер;:кней 4 и 5 ведущей полумуфты и хвостовиков 7 20 и 8 ведомой полумуфты, равен 90- .

Под действием крутящего момента и при определенной частоте вращения ведущей полумуфты в указанном направлении угол с6 увеличивается (за счет деформации упругого кольцевого элемента 9) . Увеличение

25 частоты вращения сопровождается увеличением центробежных сил массы упругого кольцевого элемента 9 и центробежных грузов. 11, совместно с элементами крепления. Эти силы препятствуют увеличению угла 4. Крутящий момент с ведущей полумуфты на ведомую передается за счет деформации упругого кольцевого элемента 9 и его центробежных грузов 11 центробежных сил.

Таким образом, при установившемся режиме (определенной крутящей нагрузке и частоте вращения) работы муфты, между крутящей нагрузкой, силами деформации и центробежными силами упругого кольце вого элемента 9 и центробежных грузов ll устанавливается динамическое равновесие, определяемое углом деформации муфты.

Центробежная сила вносит элемент самонастройки (независимость от оборотов) и гироскопическую связанность полумуфт и является причиной повышенных антивибрационных свойств муфты.

Подвижное соединение упругого кольцевого элемента с двумя стержнями ведущей полумуфты, свободно скользящими в радиальных отверстиях, диаметрально расположенных в упругом кольцевом элементе и в центробежных массах, существенно улучшают компенсирующие и демпфирующие свойства муфты, обеспечивает дополнительное фрикционное демпфирование колебаний и повышает чувствительность муфты, улучшает условия работы упругого кольцевого элемента, и тем самым увеличивает надежность и долговечность муфты.

Формула изобретения

Упруго-центробежная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, выполненные в виде ступиц с диаметрально расположенными хвостовиками, и соединяющий полумуфты упругий кольцевой элемент, жестко прикрепленный к хвостовикам ведомой полумуфты и несущий неподвижно закрепленные на нем центробежные грузы, отличающаяся тем, что, с целью улучшения компенсирующих и демпфирующих способностей, хвостовики ведущей полумуфты выполнены в виде стержней круглого сечения, а в центробежных грузах и соотьетстенно в упругом кольцевом элементе выполнены сквозные отверстия, в которых с возможностью перемещения размещены стержни.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

¹ 280128, кл. F 16 D 43/14, 1968.

815341

Составитель И. Антилова

Редактор Л. Белоусова Техред А. Бойкас Корректор Н. Степ

Заказ 597/58 Тираж 006 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, а