Цепная передача для преобразованиявращательного движения b возвратно-поступательное
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСЛНИИ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советски к
Социалистических
Республик (ii)815363 (6I ) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено08.05.79 (2) ) 27 6З038/25-28 с присоединениен заявки K (53)М. Кл. 16 Н 19/06
3Ьвудврвтввивмй комитет
СССР дв делам извбретений н открытий (23) Приоритет (53) УДK62l.
° 855(088.8) Опубликовано 2З.03.81. Бюллетень ¹ 11
Дата опубликования описания 27.д3.81 (72) Авторы изобретения
О. Г. Меерович, А. В. Чувпило,:Е. Г. Жуков и (7!) Заявитель (54) . ЦЕПНАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВРАШАТЕЛЬНСХ О
ДВИЖЕНИЯ В ВОЗВРАТНО-:ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ
Изобретение относится к общему машиностроению, а именно к механическим устройствам для преобразования движения.
Известен цепной механизм для преобразования вращательного движения в
5 возвратно-поступательное, содержащий цепную передачу и шарнирно связанную с цепью посредством поводка ведомую штангу (1 Т.
Недостатком этого механизма является то, что при переводе поводка с поступательного движения во вращательное звено цепи, .к которому ои прикреплен, поводок.начинает вращаться вместе со звездочкой, что приводит к резкому останову штанги, а изза возникающих больших углов движения не исключена возможность заклинивания механизма.
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому эффекту к предлагаемому является цепная передача для преобразования вращательного движения в возвратно-поступательное, содержащая бесконечную цепь с двумя ведущими звездочками, направляющукь выполненную по линии центров звездочек, и каретку, установленную в направляющей с возможностью линейного перемещения и шарнир— но связанную поводком с цепью 2 .
Недостатком известной передачи является то, что на горизонтальном учась ке движения цепи имеет место ее про висание. Вследствие этого при набегании на звездочку звена цеци, .к которому шарнирно присоединена каретка, возра-. стают углы давления и в этой зоне происходит резкое изменение линейной ско-рости каретки от номинального значения до нуля. B результате этого возникают большие динамические нагрузки и появляется возможность заклинивания передачи, что уменьшает надежность и долго.вечность работы передачи.
Цель изобретения - увеличение долговечности и повышение надежности рабо- ты передачи. а вертикальная составляющая вначале увеличивается, достигает своего максимального значения, а затем уменьшается до нуля. Начиная с момента времени, когда точка Б поводка 7 занимает начальное положение точки Л поводка 6 и до тех пор, пока точка A поводка
6 не начинает прямолинейное движение по . нижней ветви цепи 1, каретка 4
10 остается неподвижной. С началом прямолинейного движения точки А начинается плавное увеличение скорости движения каретки 4. С момента выхода. точки
Б поводка 7 на горизонтальный участок цепи скоросгь движения каретки 4 становится равной скорости движения цепи 1.
Благодаря исключению резких динамических нагрузок и устранению провисания цепи, увеличивается срок службы и повышается надежность работы цепной передачи.
Фор мула изобретения
Цепная передача для преобразования врашательного движения в возвратно« поступательное„содер>кашая бесконечную цепь, две »едушие звездочки, направляющую, выполненную, по линии центров звездочек, каретку, установленную в направляюшей с возможностью перемещения вдоль нее и шарнирно. связанную с цепью поводком, о т л и ч а ю ш а яс я тем, что, с целью увеличения долговечности и повышения надежности путем уменьшения динамических нагрузок
35 при изменении направления движения каретки, в последней выполнен паэ, перпендикулярный направляющей, передача снабжена дополнительным поводком, ползуном, установленным в пазу каретки, 40 и элементом, установленным параллельно плоскости движения цепи и имеющим замкнутый профильный паз, при этом дополнительный и основной поводки установлены под углом друг к другу, одни концы которых шарнирно связаны со звеньями цепи и несут ролики, взаимодействуюшие с профильным пазом, а другие концы их через шарнир соединены с ползуном.
50 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Кожевников С. Н. и др. Механизмы. Справочное пособие, изд. 4-е. М., "Машиностроение, 1976, с. 459-550, 55 рис. 9.32.
2. Авторское свидетельство СССР
hb 193870, кл. P 16 Н 7/06, 1967 (прототип). з 815363
Поставлен».ая цель достигается тем, что в каретке выполнен паз, перпендикулярный нанравляюшей, а передача снабжена дополнительным поводком, полэуном, установленным в пазу каретки, и элементом, установленным параллельно плоскости движения цепи и имеющим замкнутый профильный паз, при этом дополнительный и основной поводки установлены под углом друг к другу, одни. концы которых шарнирно связаны со звеньями и несут ролики, взаимодействующие с профильным пазом, а другие ко щы их через шарнир соединены с полэуном.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема цепной передачи для преобразования вращательного движения в возвратнопоступательное, на фиг. 2 — разрез
В-В на фиг. 1.
Цепная переда-га содержит бесконечную цепь 1, две »едушие звездочки 2, расположенную по линии цептро» звездочек на,правляющую 3, в которой с возможностью осевого перемешения установлена каретка
4 с выполненным в цей перпендикулярным к направляющей 3 пазом 5, основной поводок 6, дополнительный поводок 7, установленный в пазу 5 каретки 4 полэун 8 и установленный параллельно плоскости движения цепи 1 неподвижный элемент 9, в котором выполнен замкнутый профильный паз 10. Поводки 6 и 7 установлены под углом друг к другу, одни их концы шарнирно связаны со звеньями цепи 1 и несут ролики.11, взаимодействуюшие с пазом 10, а дру-. гие концы поводков 6 и 7 через шарнир соединены с ползуном 8.
Передача работает следующим обраGO Mв
Каретка 4, на которой установлено рабочее тело, двигается равномерно и поступательно вдоль направляющей 3 до тех пор, пока поводок 6 (или 7) не начнет набегать на звездочку 2. При этом точка А поводка 6 начинает совершать вращательное движение по окружности вместе со звездочкой. Точка Б поводка 7 совершает еще линейное движение, а точка О ползуна 8 совершает сложное движение, вектор скорости которого состоит иэ двух составляющих— иэ горизонтальной составляющей, направленной вдоль оси .направляющей 3, и из вертикальной составляющей — вдоль
% оси вертикального паза 5 каретки 4. По мере продвижения каретки 4 влево горизонтальная составляющая уменьшается, 815363
Фыр 1
Составитель Ю. Моторин
Текред М. Федориак
Редактор О. Малец
Корректор О. Брак
Заказ 1004/59 . Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, ЖЗ5, Раушскай наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4