Составное колесо для беззазорнойзубчатой передачи
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соаетснмх
Социалнстнческик
Ресвублик в > 815373 (61) Дополнительное к авт, свид-ву— (51)М. Кл.з (22) Заявлено 290679 (21) 2788096/25-28
F 16 H 55/18 с присоединением заявки Ио— (23) Приоритет—
1 оеударствеииый комитет
СССР яо делам иэобретеиий и открытий
Опубликовано23. 03,81.Бюллетень Мо 11
Дата опубликования описания 23. 03. 81 (53) УДК 621. 833. 3 (088. 8) (72) Авторы изобретения
В. А. Батов, Г. В. Ерошкин и В; Н. Мал (71) Заявитель Ь4 СОСТАВНОЕ КОЛЕСО ДЛЯ БЕЗЗАЗОРНОЙ ЗУБЧАТОЙ
ПЕРЕДАЧИ
Изобретение относится и машиностроению, в частности, к зубчатым передачам.
Известно составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из двух частей, одна из которых предназначена для неподвижного крепления на валу, а другая установлена с возможностью поворота относительно первой, пружины и шариков, размеценных между частями колеса (1).
Недостаток колеса — возможность осевого смещения составной части колеса, что недопустимо для конических, косозубых и червячных передач, а также повышенное трение между контактирующими поверхностями составных частей колеса.
Цель изобретения — устранение осевых перемещений при окружном развороте, а также уменьшение потерь на трение.
Поставленная цель достигается тем, что на обращенных друг к другу торцах частей колеса выполнены по окружности одного диаметра кольцевь:е выступы, смещенные относительно друг друга по окружности, в выступах одной из частей колеса выполнены прямоугольные пазы с двумя цилиндрическими гнездами, ориентированными продольной осью по касательной к окружности, по центру пазов установлены с помощью двух пружин тела качения, контактирующие с торцами частей колеса, а смежные концы выступов выполнены со скосами, образующими клин, взаимодействующий с подпружиненным шариком.
На фиг.1 показано составное зубчатое колесо, общий вид; на фиг. 2 разрез A-А на фиг.1; йа фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2.
Колесо состоит из части 1, кото15 рая крепится неподвижно с валом, и части 2, установленной с возможностью перемещения в окру>хном направлении относительно части 1. Выступы
3 части 2 содержат прямоугольные
20 пазы 4 с цилиндрическими гнездами под пружины 5, с помощью которых тела качания (шарики 6) выставляются по центру паза и могут перекатываться относительно оси его смещения
25 части 2. Смежные концы выступов 3 и 7 части выполнены со скосами 8, образующими клин, а следующие по порядку концы — с зазором для возможности размещения нескольких клино3Q вых соединений. Шарики 9 меньшего
815378 диаметра, чем шарики 6, под действием пружин 10, вставленных в радиальных каналах 11, заставляют подвиж- ную часть 2 переместиться в окружном направлении.
С помощью шайб 12, выполненных из твердого материала, и шариков 13 гайкой 14 обе части 1 и 2 колеса поджаты друг к другу °
Шарики 6 с пружинами 5 выполняют роль сепаратора упорного подшипника, а шарики 9, разгруженные от осевых усилий частей 1 и 2 колеса, компенсируют перемещением зазор, образующихся вследствие износа или неточного изготовления зубьев сопрягаемого с ним колеса. Осевого же перемещения этих частей не происходит.
Таким образом, составное колесо позволяет осуществлять выборку бокового зазора зубчатых передач, включая конические и червячные и снизить потери на трение с помощью малогабаритного упорного подшипника с пружинным сепаратором.
Формула изобретения
Составное колесо для беззазорной зубчатой передачи, состоящее из . двух частей, одна из которых предназначена для неподвижного закрепления на валу, а другая установлена с возможностью поворота относительно первой, пружины и шариков, размещенных между частями колеса, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью устранения осевых перемещений, преимущественно в червячных и конических зубчатых колесах, и уменьшения потерь на трение, на обращенных друг к другу торцах частей колеса выполнены по окружности одного диаметра кольцевые выступы, смещенные относительно друг друга по окружности, в выступах одной из частей колеса выполнены прямоугольные пазы с дву15 мя цилиндрическими гнездами, ориентированными продольной осью по касательной к окружности, по центру пазов установлены с помощью двух пружич тела качения, контактирующие с
Щ торцами частей колеса, а смежные концы выступов выполнены со скосами, образующими клин, взаимодействующий с подпружиненным шариком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 657205, кл. F 16 Н 55/18, 1976 (прототип).
815378
Составитель A. Матвеев
Редактор В. Еремеева Техред М.Контура Корректор В. Синицкая
Заказ 1005 60 . Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, г. ужгород, ул. Проектная,