Способ комплексного однопрофильногоконтроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

11815465 (61) Дополнительное к авт. саид-ву 1е 599155 (22) Заявлено 28. 06. 79 (21) 2786702/25-28 (51)М. Кл.з с присоединением заявки È9

G 01 В 5/20

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет—

Опубликовано 23.03.81. Бюллетень È9 11

Дата опубликования описания 250381 (53) УДК 531. 717..2:621.833 (088.8) .(54) СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ОДНОПРОФИЛЬНОГО

КОНТРОЛЯ ЗУБЧЛТ61Х КОЛЕС

Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к способам контроля точности зубчатых передач.

По основному авт. св. Р 599155 известен способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что устанавливают поочередно на боковОе поверхности зубьев измерительного колеса по их образующим, экведистантно им ленточные элементы толщиной не более величины бокового зазора в зацеплении колес, затем обкатывают колеса и регистрируют рассогласование их движения, по результатам которого судят 15 о точности изготовления контролируемого колеса 1 ).

Недостатком известного способа является то, что на получаемых с его помощью кинематограммах контролируют- 20 ся только отдельные участки зубьев.

Цель изобретения — повышение точности контроля за счет выделения гра.ниц активного профиля (линии) контролируемых зубьев.

Поставленная цель достигается тем, чтб ленточные элементы на зубьях измерительного колеса выполнены поочередно отстоящими друг от друга на расстоянии удвоенного углового шага 30 на длине зоны однопарного зацепления колес.

На фиг. 1 изображено измерительное колесо с ленточными элементами по профилю, с помощью которого реализуется способ; на фиг. 2 — то же, с ленточными элементами по линии зуба; на фиг. 3 — кинематограмма, полученная на однопрофильном приборе.

Устройство содержит зубья измерительного колеса 1, расположенные по венцу через удвоенный угловой шаг

2, на которые нанесены ленточные элементы 2 и 3 по профилю зуба в зоне однопарного зацепления (фиг. 1).

На зубьях, расположенных между указанными, ленточные элементы 4 и 5 расположены по всему профилю.

Зоны однопарного зацепления на зубьях определяются расчетом, графически или экспериментально, и на них устанавливаются в соответствуюшем направлении (продольном или профильном) ленточные элементы (фиг. 2).

Способ осуществляется следуюшим образом.

Измерительное колесо 1 вводят в зацепление с контролируемым зубчатым колесом на приборе для однопрофильного контроля, включают самописец и

815465 регистрируют кинематограмму. На кинематограмме (фиг. 3) выделяются зоны А и Б.оПри контроле с измерительным колесом точки С и Д соответствуют .входу в зацепление, соответственно, нижней граничной точки активного профиля зуба контролируемого колеса и верхней. Точки Д и Е означают, соответственно, моменты начала и окончания зоны однопарного зацепления.

Таким образом, четко определяется активный участок профиля (линии) зуба и, соответственно, точно определяется форма и погрешности профиля (линии) зуба.

На фиг. 3 показан характер изменения кинематограммы при контроле известным способом. На участках 0F и

EF реализуется кромочное зацепление.

Граничные точки 0 и Е, с которых оно начинается, при записи не выделяются.

Таким образом, появляется возмож- Щ ность оценивать погрешности профиля и линии зубьев на высокопроизводительных однопрофильных приборах вместо трудоемкого поэлементного контроля, таких сложных пространственных пере- д5 дач, как, например конические колеса с круговыми зубьями, черезвычайно производительным методом за счет проведения этих измерений на приборах для однопрофильного контроля. Геометрическая проверка этих элементов практически не осуществляется в связи с отсутствием специальных приборов или же в связи с громоздкостью и большей трудоемкостью контроля.

Формула изобретения

Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес по авт. св. Р 599155, о т л и ч а ю щ и и с я тем, что, с целью повышения точности, ленточные элементы на зубьях измерительного колеса выполнены поочередно отстоящими друг от друга на расстоянии удвоенного углового шага на длине зоны однопарного зацепления колес.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 599155, кл. G 01 В 5/20, 1976 (прототип).

815465

Составитель Л. Кениг

Редактор В. Е емеева Тех д A.Áàáèíå Ко ктор О. Билак

Заказ 10 0 6 Тираж 642, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .l

113035, Москва, Ж-35 Ра сная наб. д. 4 5

Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4