Линейный электропривод
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву (5 (3
Н 02 К 41/02
Н 02 К .29/00 (22) Заявлено 110577 (21) 2483087/24-07 с присоединением заявки ¹
Госуддрственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет ()публиковаио 230381.бюллетень М (53) УДК 621.313 .282(088.8) Дата опубликования описания 30 ° 03. 81 (72) Авторы изобретения
Р;И.Батырев, Д.В.Свечарник и В.Б.Муляр (73) Заявитель (54) ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД
Изобретение относится к линейному электрическому приводу и может быть использовано на транспорте и в системах автоматизированного производства, например в качестве привода химического оборудования.
Известны линейные электрические приводы, содержащие асинхронный линейный двигатель и систему управлеHHR >M И.
Однако двигатель в этом приводе имеет недостаточно жесткую механическую характеристику, а также небольшой диапазон регулирования скорости движения.
Известен также линейный электрический привод, содержащий линейный электродвигатель, выполненный с магнитопроводом, имеющим переменнополюсную систему вдоль движения, однопакетным якорем, на котором размещены датчики положения магнитопровода и распределенная обмотка, состоящая из нескольких одинаковых секций и управляемый коммутатор с переключающими элементами, подключенными по три к началу и концу каждой из упомянутых секций, два из которых подключены к одноименным полюсам источников питания якоря и цепи возбуждения, противоположные полюса которых объединены в общую шину, а третий включен последовательно первым двум(2 .
Цель изобретения — повышение быстродействия и КПД.
Цель достигается тем, что в привод для каждой секции дополнительно введены коммутирующяй и гасящий переключающие элементы, коммутирующий конденсатор и резистор, причем третьи из упомянутых переключающих элементов подключены к объединенной шине питания цепей якоря и возбужде15 нйя через коммутируемый переключающий элемент, катод которого соединен с одним зажимом коммутирующего конденсатора, второй зажим которого через гасящий переключающий элемент
2 подключен к объединенной шине питания и пред азначен для подключения через резистор к зарядному источнику питания.
На фиг. 1 изображена схема привода, на фиг. 2 — схема силовой части коммутатора для одной секции.
Электропривод содержит переменнополюсный магнитопровод 1, однопакетный якорь 2 с распределенной
30 обмоткой 3, состоящей из нескольких
815846
55 одинаковых секций, одна из которых изображена на фиг. 2, и управляемый коммутатор 4. Силовая часть коммутатора, работающая на одну. часть обмотки двигателя, в свою очередь, содержит два переключающих элемента например тиристоры 5 и 6, подключенных анодами к началу одной части обмотки 3., и тиристоры 7 и 8, подключенные анодами к концу этой же части обмотки. Тиристоры 5 и 7 своими катодами соединены с источником питания якоря — 09, а тиристоры б и 8 - с одноименным полюсом источника питания цепи возбуждения — .0
К началу и концу секции обмотки подключены своими катодами соответственно тиристоры 9 и 10, которые через коммутирующий тиристор 11 подключаются к объединенной шине питания +U . Катод тиристора 11, кроме того, подсоединен к одному выво- 20 ду коммутирующего конденсатора 12, второй вывод которого через резистор
13 подключен к зарядному источнику питания — U>, а через гасящий тиристор 14 — к объединенной шине 25 питания.
Устройство работает следующим образом.
Пусть в произвольный момент времени через секцию 3, указанную на фиг..2, протекает ток в направлении + U Б — тиристор 11 — тиристор
9 - секцйя 3 — тиристор 7 - U т.е. эта часть обмотки находится под полисами магнитопровода 1, при этом остальные тиристоры закрыты, а на выводе а конденсатора 12 будет положительный потенциал и, следовательно, на выводе б - отрицательный. В момент приближения междуполюсного паза магнитопровода 1 к рас- 40 сматриваемой части обмотки подается сигнал на управляющий электрод тиристора 14, благодаря которому он откроется и отрицательный потенциал конденсатора 12 закроет тиристор 45
11, что повлечет за собой закрытие тиристсров 9. и 7 и снятие напряжения с секции 3. Одновременно конденсатор
12 заряжается по цепочке + U << тиристор 14. - конденсатор 12 — тиристор 50
9 — обмотка 3 — тиристор 7 — U, что приведет к перезарядке конден. сатора 12 — в точке а появится отрицательный потенциал, а в точке б — положительный. В момент, предшествувщий изменению направления тока в рассматриваемой секции 3, на управляющие электроды тиристоров 11, 9 и 8 поступают сигналы, открывающие их, и тогда отрицательный потенциал конденсатора 12 60 через открытый тиристор 11, попав на анод тиристора 14, закроет его и по обмотке потечет ток по цепоч ке + 0 — тиристор 9 — тиристор 8.. оеи, В т аком со с то ян ни схема н аходитс я до прихода следующего сигнала, обусловленного взаимным расположением якоря 2 и магнитопровода 1, который откроет тиристор 14, что приведет к обнулению всей схемы и включению тиристоров 11, 10 и 5, т.е. к изменению направления тока в обмотке.
Далее процесс коммутации идет по аналогии с рассмотренным.
Таким образом, за счет установки в силовой части коммутатора коммутирующего и гасящего тиристоров
11 и 14, а также коммутирующего конденсатора 12 и резистора 13 в предлагаемом линейном электроприводе существенно увеличено быстродействие и повышен КПД.
Формула изобретения
Линейный электропривод, содержащий линейный электродвигатель, выполненный с магнитопроводом, имеющим переменнополюсную вдоль движения систему, однопакетным якорем, на котором размещены датчики положения магнитопровода и распределенная обмотка, состоящая из нескольких одинаковых секций, и управляемый коммутатор с переключающими элементами,. подключенными по три к началу и концу каждой из упомянутых секций, два из которых подключены к одноименным полюсам источников питания якоря и цепи возбуждения, противоположные полюса которых объединены в общув шину, а третий включен последовательно первым двум, отличающийся тем, что,.с целью повышения быстродействия и КПД, для каждой секции дополнительно введены коммутирующий и гасящий переключающие элементы, коммутирующий конденсатор и резистор, причем третьи из упомянутых переключающих элементов подключены к объединенной шине питания. цепей якоря и возбуждения через коммутирующий переключающий элемент, катод которого соединен с одним зажимом коммутирующего конденсатора, второй зажим которого через гасящий переключающий элемент подключен к объединенной шине питания и предназначен для подключения через резистор к зарядному источнику питания.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Сб. Разработка и внедрение линейных электродвигателей в народном хозяйстве. Украинский НИИ НТИ и ТЭИ, Киев, 1968, с. 29.
2. Лвторское свидетельство СССР
9 501453 кл Н 02 К 41/02 1974 (прототип).