Транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е (,816805
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 03.05.79 (21) 2761676/27-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
В 60 К 17/20
В 60 К 41/28
Гасударственных кемнтет
СССР
Опубликовано 30.03.81. Бюллетень №12
Дата опубликования описания 05.04.81
° в делан наебретеннй н еткрытнй (53) УДК 629.113-578/587 (088.8) Н. В. Богдан, Г. А. Молош А. М. Расолько и Е. А/Рома)ичмек
- ь
/ /
Белорусский ордена Трудового Красного Знамен политехнический институт / (72) Авторы изобретеиия (71) Заявитель (54) ТРАНСПОР ГНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности, к многоосным тягачам.
Известно транспортное средство, содержащее ведущие мосты, дифференциалы которых снабжены механизмами блокировки, состоящими из фрикционных муфт и силовых цилиндров управления включением фрикционных муфт, систему управления механизмами блокировки дифференциалов, состоящую из золотникового распределителя, золотник которого одним своим концом связан с органом ручного управления и подпружиненным относительно корпуса распределителя, а между другим концом золотника и упомянутым корпусом образована полость, при этом вход распределителя магистралью связан с источником давления, первый выход — с управляющими полостями силовых цилиндров управления включением фрикционных муфт, а второй — с отверстием для выпуска рабочего агента, систему управления торможения двигателем, состоящую из клапана, вход которого магистралью связан с источником давления, и два силовых цилиндра, управляющие полости которых сообщены между собой и магистралью с выходом упомянутого клапана, при этом шток одного из последних упомянутых цилиндров связан с рейкой топливного насоса двигателя, а шток другого— с заслонкой выпускного коллектора двигателя (1) ..
5 Однако система не позволяет автоматически повышать устойчивость движения при торможении двигателем. В частности при движении с заблокированными дифференциалами и при необходимости торможения двигателем требуется выключать блокировочные муфты, так как заблокированные межколесные дифференциалы препятствуют равному распределению момента между ведущими колесами осей.
Цель изобретения — повышение устойчивости движения транспортного средства при торможении двигателем.
Указанная цель достигается тем, что вышеупомянутая полость распределителя сообщена магистралью с выходом указанного клапана.
На чертеже представлена схема многоосного транспортного средства.
Многеосное транспортное средство содержит коленчатый вал 1 двигателя, сое816805 диненный посредством межколесных дифференциалов 2 и валов 3 и 4 с ведущими осями 5 и 6. Кроме этого, имеется клапан 7, связанный магистралью 8 управления с силовыми цилиндрами 9 и ill, соединенными соответственно штоками с заслонкой ll, установленной в выпускном коллекторе !2 двигателя (не показан) и рейкой 13 топливного насоса. Дифференциалы 2 содержат фрикционные блокировочные муфты 14 и 15, управляемь.е распределителем 16. В последне . выполнена торцовая полость 17, соединенная трубопроводом 18 с магистралью
8. Валом 19 вращение передается последующему межколесному дифференциалу. Для управления используется энергия источника 20 давления.
Транспортное средство работает следую.щим образом.
При движении по твердым покрытиям дорог без торможения распределитель 16 сообщает блокировочные муфты 14 и 15 с отверстием выпуска рабочего агента. В результате дифференциалы 2 разблокированы и крутящий момент распределяется между ведущими мостами 5 и 6 и колесами этих осей.
При движении по скользким или размокшим грунтам для предотвращения буксования одного из колес дифференциалы 2 . блокируют. Это обеспечивается воздействием на распределитель 16. Последний сообщает блокировочные муфты 14 и 15 с источником 20 давления и дифференциалы 2 работают как одно целое, соединенные между собой валами 3 и 4.
В случае необходимости торможения, водитель воздействует на клапан 7, который сообщает магистраль 8 с источником 20 давления. В результате рабочий агент поступает в силовые цилиндры 9 и 10 и торцовую полость 17 распределителя 16. При этом заслонка 11 и рейка 13 соответственно уменьшают проходное сечение выпускного коллектора 12 и подачу топлива топливным насосом в двигатель, который переходит на режим принудительного вращения, преодолевая противодавление в выпускном колллекторе 12. Одновременно, за счет давления рабочего агента в полости 17, распределитель 16 зан имает положение, при котором блокировочные муфты 14 и 15, сообщены с отверстием выпуска рабочего агента, т. е. дифференциалы 2 разблокированы.
При наличии различного коэффициента сцепления под, колесами ведущих осей 5 и 6, или различной нагрузки на них, сателлиты дифференциалов проворачиваются и автоматически повышают устойчивость движения при торможении, вследствие равных тормозных моментов на колесах каждой оси.
Таким образом, данное изобретение позволяет достигнуть эффект автоматического повышения устойЧивости транспортного средства на 10 — 12 /О, что повышает безопасность движения на 5 — 6"/о с одновременным улучшением условий труда водителя.
Формула изобретения
Тоанспортное средство, содержащее. ведущие мосты, дифференциалы которых снабжены механизмами блокировки, состоящими из фрикционных муфт и силовых цилиндров управления включением фрикционных муфт, систему управления механизмами блокировки дифференциалов, состоящую из золотникового распределителя, золотник которого одним своим концом свя25 зан с органом ручного управления и подпружинен относительно корпуса распределителя, а между другим концом золотника и упомянутым корпусом образована полость, при этом вход распределителя магистралью связан с источником давления, первый выЗ0 ход — управляющими полостями силовых цилиндров управления включением фрикционных муфт, а второй — с отверстием для выпуска рабочего агента, систему управления торможения двигателем, состоящую из клапана; вход которого магистралью связан с источником давления, и два силовых цилиндра, управляющие полости которых сообщены между собой и магистралью с выходом упомянутого клапана, при этом шток одного из последних упомянутых ци40 линдров связан с рейкой топливного насоса двигателя, а шток другого — с заслонкои выпускного коллектора двигателя, отличаюи ееся тем, что, с целью повышения устойчивости движения транспортного средства при торможении двигателем, вышеупомя45 нутая полость распределителя сообщена магистралью с выходом указанного клапана.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Юрковский Ю. М. и Толпыгин В. А.
Автомобиль КАМАЗ. M., 1975, с. 285 — 289.
8!6805
Составитель С. Белоусько
Редактор Е. Лушникова Техред А. Бойкас Корректор Г. Назарова
Заказ 1075 20 Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретении и открытий
l 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП <Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4