Устройство для регулирования ско-рости сельскохозяйственного дизель-электрического tpaktopa
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистическик
Республик " 816810
Ф л
° (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 26.02.79 (21) 2729314/24-11 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) Я,Кл з
В 60 L 15/20
Гееударстаенный ковюнтет
СССР ае денни нзавретеннй н открытий (53) УДК 621.316 (088.8) Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 05.04.81
А. Л. Виноградов (72) Автор изобретения
Ленинградский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт (71) Заявмтель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ДИЗЕЛЬЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАКТОРА
Изобретение относится к электротехнике, в частности к мобильным сельскохозяйственным агрегатам с дизель-элзектрическим приводом.
Известно устройство для регулирования скорости сельскохозяйственного дизельэлектрического трактора, содержащее главный генератор переменного тока, приводим ый тепловым двигателем и соединенный через управляемый выпрямитель с тяговым двигателем постоянного тока, датчик частоты вращения тягового двигателя и задатчик скорости, соединенный с одним из входов блока сравнения, выход которого через усилитель соединен с управляющим входом выпрямителя (1) .
Скорость движения трактора поддерживается на заданном уровне автоматической системой регулирования напряжения на тяговом двигателе с обратной связью по частоте его вращения. При этом выпрямитель работает в импульсном режиме. При снижении скорости трактора ниже 50% от номинальной, периоды между импульсами напряжения становятся значительными, что ведет к появлению толчков в приводе трактора и колебаний скорости трактора около заданного значения.
Цель изобретения — повышение плавности хода при малых скоростях движения.
Указанная цель достигается тем, что устройство снабжено ключевым элементом, например тиристором, включенным последовательно с тяговым двигателем, конденсатором, соединенным с выходом выпрямителя, датчиком выпрямленного напряжения, соединенным с другим входом блока сравнения и дополнительными блоком сравнения и усилителем, включенным на его выходе, при этом выход дополнительного усилителя соединен с управляющим электродом тиристора, а входы дополнительного блока сравнения соединены с задатчиком скорости и датчиком частоты вращения тягового двигателя.
Выход усилителя соединен с блокирующим входом дополнительного усилителя.
2о На чертеже приведена блок-схема устройства.
Устройство содержит главный генератор переменного тока, который через уп816810 равляемый выпрямитель 2 и тиристор 3 соединен с тяговым двигателем 4 постоянного .тока. К выходу выпрямителя 2 присоединен конденсатор 5- и датчик 6 выпрямленного напряжения, которые соединены с одним нз входов блока 7 сравнения, а к другому его входу присоединен задатчик 8 скорости.
К входам дополнительного блока 9 сравнения присоединены датчик 10 частоты вращения тягового двигателя и задатчик 8 скорости, а к выходу — управляющий электрод тиристорного выключателя 3 через дополнительный усилитель !1. Выход блока 7 сравнения соединен .через усилитель 12 с управляющим входом выпрямителя 2 и блокирующим входом дополнительного усилителя 11.Тиристор 3 соединен с устройством
13 гашения. Обмотки тягового двигателя 4 шунтированы обратным диодом 14.
Перемещением рукоятки задатчика 8 скорости задается напряжение, пропорциональное предписанной скорости вращения двигателя 4 и напряжению, необходимому для того, чтобы двигатель 4 при номинальном моменте (токе) вращался с предписанной скоростью при полностью открытом тиристоре 3.
При увеличении напряжения на конденсаторе 5 выше предписанного значения сигнал рассогласования с блока 7 сравнения, пройдя через усилитель 12, закрывает выпрямитель 2, а при уменьшении напряжения — открывает выпрямитель 2.
Работая в импульсном режиме, усилитель 12 поддерживает постоянным напряжение на зажимах конденсатора 5, равным предписанному значению. независимо от нагрузки и режима работы двигателя 4.
При неизменном напряжении на зажимах двигателя скорость его вращения будет тем больше, чем меньше момент на его валу.
Предположим, что момент уменьшился, и скорость начала возрастать. В этом случае сигнал рассогласования на блоке 9 сравнения отрицательным и при первой положительной волне запирающего напряжения тиристор 3 закрывается. Скорость двигателя 4 начинает уменьшатЬся. Как только она станет меньше предписанного значения, сигнал рассогласования на выходе блока 9 сравнения становится положительным и тиристор 3 открывается. Работая в импульсном режиме, тиристор 3 поддерживает скорость двигателя, равной ее предписанному значению, При этом при совпадении сигналов на открытие выпрямителя 2 и тиристора 3 положительный сигнал усилителя 12 заставляет дополнительный усилитель 11 а задержать исполнение команды до закрытия выпрямителя 2, Предлагаемая система, вследствие того, что в ней регулирование ведется не только по отклонению скорости, но и по отклонению напряжения на зажимах двигателя, позволяет трактору без рывков двигаться в диапазоне скоростей от 100 до 10О/о номинальной скорости, выдерживая заданную скорость с точностью «-1,0 /о, что вполне достаточно по технологическим условиям сель10 скохозяйственного производства. Кроме того, при разрыве цепи датчик 10 — дополнительный блок 9 сравнения системы позволяет трактористу вручную сколь угодно плавно менять скорость трактора при манев15 рировании.
Формула изобретения
1. Устройство для регулирования ско20 рости сельскохозяйственного дизель-электрического трактора, содержащее главный генератор переменного тока, приводимый тепловым двигателем и соединенный через управляемый выпрямитель с тяговым двигателем постоянного тока последовательного возбуждения, датчик частоты вращения тягового двигателя и задатчик скорости, соединенный с одним из входов блока сравнения, выход которого через усилитель соединен с управляющим входом выпрямителя, Эо отличающееся тем, что, с целью повышения плавности хода при малых скоростях движения, оно снабжено ключевым элементом, например тиристором, включенным последовательно с тяговым двигателем, конденсатором, соединенным с выходом выпрямите35 ля, датчиком выпрямленного напряжения, соединенным с другим входом блока сравнения и дополнительными блоком сравнения и усилителем, включенным на его выходе, прн этом выход дополнительного усилителя соединен с управляющим электродом .тиристора, а входы дополнительного блока сравнения соединены с задатчиком скорости и датчиком частоты вращения тягового двигате31я.
2. Устройство по и. 1, отличающееся тем, что, с целью защиты тягового двигателя, выход усилителя соединен с блокирующим входом дополнительного усилителя.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Виноградов А. Л. и др. Исследование
So однопоточной электротрансмиссии.-«Механизация и электрификация социалистического сельского хозяйства», № 2, 1970, с. 22 (прототип).
816810
Составитель H. Лысяков
Редактор Е. Лушникова Техред А. Бойкас Корректор С. Шомак
Заказ 1075 20 Тираж 732 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4