Судовая газореверсивная газопаро-турбинная установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ИТИЗЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. сеид-вуСоюз Советскими

Социалистических

Ресй блик (и 81 6S73

С5ЦМ. Кл3

В 63 Н 21/22 (22) Заявлено 20.06.79 (21) 2784449/27-11 с присоединением заявки N9.—

Государственный аоинтет

СССР но деаам нзобретеннЯ н открытнЯ (23) Приоритет—

Опубликовано 30,0381, бюллетень К9 12

Дата опубликования описания 300„:381,. (53) УДК 629 . 12" =84-е 62,. 125. (088.8Д

I с

В. Н. Антонов, Ю. Т. Никитюк, В. . В. Цойтецкий: . .

B. Д. Рейизов, A.È. Шраер и В.A.1ДндрезеН

;./ (72) Авторы изобретения (71} Заявитель (54 ) СУДОВАЯ ГАЗ ОРЕ ВЕРСИ В НАЯ ГАЗ ОПАРОТУРВИ Н НАЯ

УСТАНОВКА

Изобретение относится к судостро.ению, в частности к судовой газореверсивной газопаротурбинной установке.

Известна судовая газореверсивная гаэопаротурбинная установка, содержащая паровую турбину и газовую турбину заднего хода с топливной системой, соединенные через муфты и редуктор с гребным валом, и систему управления, включакицую связанные с машинным телеграфом блок задания команд и привод сектора газа с датчиком положения и блоком программного управления Я .

Однако, такая система не обеспечивает централизованного управления газореверсивной газопаротурбинной установкой, что снижает маневренные качества судна.

Цель изобретения — обеспечение централизованного дистанционного управления установкой и улучшения маневренных качеств судна.

Поставленная цель достигается тем, что система управления снабжена дополнительным блоком программного управления, блоком переключения программ,бло. ками управления соответственно топливной системой, реверсив ными органами, муфтами паровой турбины и газовой турбины заднего хода, переключателем программ управления и двумя блоками логики, первый из которых связан входом с переключателем программ управления и выходами — с блоками управления муфтами турбины заднего хода н паровой турбины и с блоком переключения программ, соединенного входами с двумя параллельно включенными блоками программного управлеиия и выходом — С приводом сектора газа, а второй блок логики связан входами с первым блоком логики и датчиком

15 положения привода сектора газа, а выходами — с блоками управления топливной системой и блоком управления муфтой паровой турбины, третий вход которого соединен с выходом блока

2О управления реверсивными органами, другим выходом связанного .с блоком управления муфтой турбины заднего хода.

На чертеже изображена схема пред2 .лагаемой установки.

Установка содержит соединенные входом с газогенератором 1 газовую турбину 2 переднего хода и газовую турбину 3 заднего хода, причем посЗО ледняя связана с редуктором 5 через

816873 соединительную муфту 4, а турбина 2напрямую.

Соединительная муфта б предназначена для связи паровой турбины 7, имеющей парогенератор 8, с редуктором 5. о

Газогенератор 1 связан с топливной системой 9, имеющей блок 10 управления топливной системой.

С муфтами б и 4 связаны соответственно блок 11 управления муфтой паровой турбины и блок 12 управления муфтой турбины заднего хода.

Привод 13 реверсивных органов соединен с турбинами 2 и 3, а вход его и блока 12 подключен к блоку 14 управления реверсивными органами, тре. тий выход которого — ко входу блока

11. Первый блок 15 логики связан одним выходом со вторым блоком 16 логики, а последний соединен с выходами блоков 10 и 11.

Привод 17 сектора газа имеет датчик 18 положения, подключенный ко второму входу блока 16.

Вход привода 17 сектора газа связан с блоком 19 переключения прог-. рамм, ко входу которого подключены параллельно соединенные блоки 20 и

21 программного управления.

Блок 20 обеспечивает работу в режиме Порт а блок 21 — в режиме Nope. Ко входу блока 15 подключен переключатель 22 программ управления

Порт-Море, а ко входу блоков 20 и

2 - через блок 23 задания команд машинный теле.-. аф 24.

Система работает следующим образом.

Сигнал от блока 23 задания, механически соединенного с машинным тола "рафом 24, поступает одновременно на привод 13 управления реверсивными органами и на два блока программного управления Порт 20 и

Мора 2", а с них через блок 19 переключения программ — на привод 17 сектора газа топливного насоса газогенератора 1 газотурбинного двигателя, связанного через реверсивные органы с турбинами переднего 2 и заднего 3 хода. Турбина 2 работает на винт непосредственно через редуктор 5, а турбина 3 — чегзз муфту 4 °

Отработанный гаэ поступает на парогенератор 8, пар которого идет на паровую турбину 7, соединенную через муфту б с редуктором 5.

При перемещении рукоятки машинного телеграфа 24 в командоаппарате

23 формируются сигналы по положению привода 17 сектора газа и привода 13 реверсивных органов. Последний обеспечивает прокладку реверсивных органов,в положение переднего (гаэ от газогенератора 1 поступает на турбину 2 переднего хода) или заднего хода (газ поступает на турбину 3

В положении переключателя 22 Море второй блок 16 логики по сигналу от первого блока 15 логики формирует сигнал на блок 10 управления топливной системой 9 о переходе с "легкого" топлива на "тяжелое" при превышении сигналом от датчика 18 уровня мощности на котором допускается длительная и устойчивая работа на "тяжелом" топливе.

Таким образом, система автоматически обеспечивает поддержание двух режимов Порт и Море. Причем в режиме Море обеспечивается повышенная экономичность газопаротурбинной установки на повышенных мощностях путем автоматического подключения rio сигналам от первого блока 15 логики через блок 11 управления паровой тур-. бины 7, автоматического отключения через блок 12 управления турбины 3 заднего хода, через второй блок 16 логики и блок 10 управления автоматического перехода на"тяжелое""топливо при "щадящей " маневренности установки путем подключения через блок 19 переключения блока 21 программного управления, формирующего

55 бО медленные скорости перемещения привода 17 сектора газа. заднего хода) посредством блока 14 управления реверсивными органами.

Выбор программ управления Порт или

Море осуществляется переключателем

22 через блок 15 логики, который воздействием на блок 19 переключения программ выбирает один из блоков

20 и 21 программного управления в соответствии с положением переключателя. В положении переключателя 22

Море первый блок 15 логики формирует сигнал на блок 12 управления на отключенные муфты 4 турбины 3 заднего хода и на блок 11 управления для подключения паровой турбины 7 к редуктору 5. Подключение паровой

15 турбины через муфту 6 к редуктору в режиме Море производится по сигналу от второго блока 16 логики, который формируется при поступлении сигнала от датчика 18 привода 17 що сектора газа, превышающего заданное значение, определяемого уровнем мощности газотурбинного двигателя (ГТД), достаточным для нормальной работы парогенератора 8 и паровой турбины 7.

При реверсе в Режиме Море первый блок 15 логики формирует сигналы на блоки 12 и 11 управления для подключения турбины 3 заднего хода через муфту 4 к редуктору 5 и для отключения паровой турбины 7. В режиме Порт

30 первый блок 15 логики через блоки 12 и 11 управления обеспечивает постоянное подключение турбины заднего хода и отключение паровой турбины независимо от направления вращения

35 гребного винта.

81б873

Формула изобретения

Судовая газореверсивная газопаротурбинная установка, содержащая паровую турбину и газовую турбину заднего хода с топливной системой, соединенные через муфты и редуктор с гребным валом, и систему управления, включающую связанные с машинным те30

Если в режиме Море необходим реверс, то система автоматически по сигналу от блока 14 управленид чЕрез блоки 11 и 12 управления отключает паровую турбину и подключает турбину заднего хода, переводя. установку 5 ч режим повышенной маневренности.

В режиме Порт предпочтение отдаются маневренным свойствам и управление приводом 17 сектора газа идет через блок 20 программного управления, формирующий повышенные скорости перемещения привода. Последний подключается через блок 19 переключения программ по сигналу от первого блока 15 логики, обеспечивающего также формирование сигнала на подключение турбины заднего хода через блок 12 управления, отключение паровой турбины через блок 11 управления н переход на легкое топливо через блок 16 логики и блок 10 управления. 20

Предлагаемая система решает задачу централизованного управления гаэореверсивной газопаротурбинной установкой из рулевой рубки с обеспечением высоких маневренных качеств суд- 25 на и высоких технико-экономических качеств, заложенных в установке. леграфом блок задания команд и привод сектора газа с датчиком положения и блоком программного управления, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения централизованного дистанционного управления установкой и улучшения маневренных качеств судна, система управления снабжена дополнительным блоком программного управления, блоком переключения программ, блоками управления соответственно топливной системой, реверсивными органами, муфтами паровой турбины и газовой турбины заднего хода, переключателем программ управления и двумя блоками логики; первый из которых связан входом с переключателем программ,,управления и .выходамис. блоками управления муфтами турбины заднего хода и паровой турбины и с блоком переключения программ, соединенного входами с двумя параллельно. включенными блоками программного управления и выходом -,с приводом сектора газа, а второй блок логики связан входами с первым блоком логики и с датчиком положения привода сектора газа, а выходами — с блока-. ми управления топливной системой и блоком управления муфтой паровой турбины, третий вход которого соединен с выходом блока управления реверсив-. ными органами, другим выходом связанного с блоком управления муфтой турбины заднего хода.

Источники информации принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

9 322291, кл. В бЗ Н 21/б, 19б9.

816873

Составитель И. Скуратович

Редактор Т. Мермелштайн Техред М. Голинка Корректор Г. НазаРова

Заказ 138 23 Тираж 489 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Раушская наб. . 4 5

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная,