Вяжущее
Иллюстрации
Показать всеРеферат
CoIo2 СОВФтскня
Социалистицеския
Республик
< 1816996
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
{61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 11.1278 (2f) 2696157/29-33 с присоединением заявки ¹ р()м. кл.
С 04 В 13/30
С 08 L 95/00
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий
{23) Приоритет
Опубликовано 300381. Бюллетень Йо 12
Дата опубликования описания 30,0381 (53) УДК 691.16 (088.8) Л.Г. Осацкий, .Е.Е. Кравцов, В.Г. Назаров и О.Н. Хураськина (72) Авторы изобретения
1 .
Астраханский технический институт рыбной;. промышленности и хозяйства (1 е. .i
1 (73) Заявитель (5 4 ) ВЯ)ХУЩЕЕ
Изобретение относится к,строительным материалам, в частности к органическим вяжущим для дорожных смесей.
Известно использование в качестве вяжущего для дорожных смесей продукта, полученного после отгонки легкокипящих фракций из кубового остатка колонны дистилляции сырого эфира в производстве диметилтерефталата $1).
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является вяжущее, включающее битум и гидролизный лигнин в количестве 10% от веса биту- 15 м® (Z ) . !
Недостатком известных вяжущих является пониженная прочность получаемых на их основе покрытий. 20
Цель изобретения — повышение прочности дорожных покрытий.
Укаэанная цель достигается тем, что вяжущее, включающее гидролизный лигнин и углеводородсодержащее сое- 2 динение,. в качестве последнего содержит тяжелую смолу из кубовых остатков окончательной ректификации бенэола при следующем соотношении компонентов, вес.%: 30
Гидролизный лигнин. 23-23 5
Тяжелая смОла иэ кубовых остатков окончательной рвктификации бенэола 76,5-77
Тяжелая смола из кубовых остатков окончательной ректификации сырого бензола является отходом коксохимических заводов и имеет следующие покаэателиВязкость 50-120
Фракционный состав, вес.% перегоняется до 270©С, не более
Содержание свободных углеводородов, %, в .пределах 0-20
Содержание фенола, об;-Ъ, не более 4
Содержание нафталина, вес.%, не более б
Зольность, %, не более 7
Содержание воды, %, не более 1
Вяжущее готовят следующим образом.
Тяжелую сэ олу из кубовых остатков окончательной ректификации бензола СТК нагревают в котле до 265816996
Состав, вес.Ъ
Компоненты
23,5
Гидролизный лигнин
76,5
Таблица 2
Состав
Свойства
Глубина проникания иглы при 25 С, мм
10,4
Растяжимость при
25ОС см, не менее
29,5
Таблица 3
60,5 57
58,5
0,9
1,07
1,03
1,19
0,23
2,25
1,9
Водонасыщение, об.Ъ
Набухание, o6.%
Объемный вес. г/см
2 28
270ОС. К нагретой до этой температуры тяжелой смоле постепенно добавляют требуемое количество лигнина. Лигнин, особенно влажный, добав
;вяют постепенно с целью предотвращения сильного вспенивания тяжелой смолы. После этого вяжущее вновь подогревают до 265-270ОС при постоянном перемешивании.
В процессе взаимодействия лигнина с тяжелой смолой происходит термический распад лигнина, а извлеченная из лигнина смола повышает вязкость, адгезию и другие важные .свойства композиции вяжущего.
Готовую композицию вяжущего охлаждают до рабочей температуры 120130 С и после этого используют для
Тяжелая смола иэ кубовых остатков окончательной ректификации бензола
Температура размягчения но кольцу и шару, ©С не ниже
Предел прочности на сжатие, кгс/см1 при 20 С при 50 С
Коэффициент водоус тойчивости
Коэффициент теплоустойчивости приготовления дорожных смесей по та кой технологии, как и в случае применения в качестве вяжущего битума.
Готовят две смеси компонентов, В табл. 1 приведены составы предлагаемой смеси.
Результаты испытаний указанных составов приведены в табл. 2.
В табл. 3 приведены физико-механические свойства дорожного покрытия, полученного с использованием прддлагаемого вяжущего.
Дорожное покрытие с использованием предлагаемого вяжущего обладает повышенной прочностью по сравнению с известным.
Таблица 1 предлагае- известный мый
816996
Гидролизный лигнин
Тяжелая смола из кубовых остатков окончательной ректификации бензола
2 3-23, 5
Формула изобретения 76, 5- 77
Составитель E. Викбулатова
Редактор С. Тараненко ТехредН . Ковалева Корректор М. Внгула
Заказ 1193/30 Тираж 660 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, .Москва, Ж-35, Раушская наб., д..4/5
»
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
Вяжущее, преимущественно дйя дорожных смесей, включающее гидролизный лигнин и углеводородсодержащее соединение, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения прочности дорожных покрытий, оно содержит в качестве углеводородсодержащего соединения тяжелую смолу из кубовых остатков .окончательной ректификации бензола при следующем соотношении компонентов, вес.Ъ:
5 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельтсво СССР
9 405921, кл. С 08 L 95/00, 1971.
10 2. Авторское свидетельство СССР
9 231368, кл. С 08 l 97/00, 1965.