Машина для обслуживания алюминиевыхэлектролизеров
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик .С оциаиис тически х
Республик
ОПИСАНИЕ 817096
ИЗО6РЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ,(6l ) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 26.03.79 (21) 2741213/22-02 (S i ) M. Кл.
С 25 С 3/14 с присоединением заявки РЙ
Геаударетеенный кемнтет
СССР
А0 денем нзебретеннй н еткрытнй (23) Приоритет
Опубликовано 30.03.81, Бюллетень М 12
Дата опубликования описания 05.04.81 (53) УДК 669.713.7 (088.8) I
М. А. Миркин, А. Ф. Лебедев и E. М. Фр ман (72) Авторы изобретения
Государственный Днепропетровский завод метелнургичеекого------." (71) Заявитель оборудования (54) МАШИНА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ АЛЮМИНИЕВЫХ
ЭЛЕКТРОЛИЗ ЕРОВ
Изобретение относится к электролитическому производству алюминия, в частности к машинам для обслуживания алюминиевых электро- лизеров. . Известна машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, содержащая самоходную раму, оборудованную шарнирно укрепленным на ней механизмом разрушения корки .электролита и приспособлением для его подъема и опускания (1).
Недостаток устройства — невозможность самопроизвольного опускания механизма раз-. рушения корки из транспортного положения, что может привести к аварийным ситуациям при наезде рабочего органа на металлоконструкцию электролизера или опускании его в ванну;
Известна также машина для обработки электролизеров, которая включает охватывающую электролизер портальную раму, что позволяет оборудовать машину двумя расположенными .
Ю по обе стороны электролизера механизмами разрушения корки, повысить производительность и осуществлять поточную обработку электролизеров. Приспособление для подъема и опускания механизма разрушения корки этой машины выполнено в виде гидроцилиндра (2) .
Недостаток устройства — самопроизвольное опускание механизма разрушения корки иэ транспортного положения и возникновение вследствие этого аварийных ситуаций. При этом особенная опасность возникает вследствие того, что машина оборудована двумя расположенными на портальной раме по обе стороны электролизера механизмами. В этом случае разрушение корки может производиться поочередно одним as механизмов. Оператор находится со стороны работающего механизма и не может визуально контролировать положение другого механизма, который должен находиться в транспортном положении.
Кроме того, опасность самопроизвольного опускания механизма не позволяет осуществить автоматизацию машины, К недостаткам известной машины относится также сложность конструктивных решений установки механизма разрушения корки в
10
3 8 гидроцилиндре для его подъема и опускания на раме машины.
Цель изобретения — повьппение надежности, упрощение конструкции и создание возможности работы в автоматическом режиме.
Указанная цель достигается тем, что машина снабжена устройством для удержания механизма разрушения корки в транспортном: положении, выполненным в виде установленного на корпусе гидроцилиндра подпружинен,ного рычага, снабженного ограничителем нижнего положения и захватом с прорезью, а на штоке гидроцилиндра установлена серьга, соединенная с рамой. механизма разрушения корки, выполненная со впадийой и снабженная управляющей линейкой с пазом, при этом в пазу направляющей линейки. размещен поддерживающий упор, закрепленный на корпусе гндроцилиидра под рычагом.
Кроме того, рычаг с захватом снабжен конечным выключателем расстопоренного положения захвата, а механизм разрушения корки оборудован конечными выключателями транспортного и рабочего положений, соединенными с электромагнитным золотником управления гидроцилиндром. подъема и опускания.
Сечение прорези конгруэнтно сечению управляющей линейки.
При сравнительной простоте конструкции и отсутствии дополнительных приводных и управляющих механизмов предлагаемого устройства обеспечиЪается автоматическая фиксация и надежное удержание механизма разрушения корки в транспортном положении, а также его автоматическое расстопариваиие.
Кроме того, шарнирное крепление корпуса гидроцилиндра к стойке портала, а серьги штока гидроципиндра непосредственно у рабочего органа, позволяет значительно упростить конструкцию механизма разрушения корки.
На фиг. 1 показана предлагаемая машина; на фиг. 2 — механизм разрушения корки; на фиг. 3 — устройство для удержания механизма разрушения корки в транспортном положении.
Машина содержит портальную раму 1, охватывающую электролизер 2, привод 3 передвижения, Механизм 4 разрушения корки электролита шарнирно установлен на ходовой балке 5. Гидроцилиндр 6 подъема и опускания шарнирно подвешен к стойке портала 7 и управляется электромагнитным золотником8.
Механизм 4 разрушения корки состоит из рамы 9, рабочего органа 10, приводящегося во вращение редуктором 11, который соединен клиноременной передачей 12 с электродвигателем 13. Вал рабочего органа 14 установлен в расточке рамы 9 и соединен с тихоходным валом редуктора 11 кулачковой муфтдй
17096 4
15. Конечные выключатели 16 и 17 рабочего и транспортного положений механизма разрушения корки установлены на ходовой балке
5 машины, а устройство 18 для удержания механизма разрушения в транспортном положении установлено на корпусе гидроцилиндра 6.
Устройство для удержания механизма разрушения корки в транспортном положении содержит рычаг 19, шарнирно установленный на корпусе гидроцилиндра 6. Рычаг 19 снабжен захватом 20, имеющим прорезь 21, сечение которой конгруэнтно сечению управляющей линейки 22. Захват 20 имеет рабочую поверхность 23 и криволинейную направляющую 24. .Управляющая линейка 22 имеет паз 25, Серьга 26 установлена на штоке гидроцилиндра 6, шарнирно соединена с рамой 9 механизма 4 разрушения корки непосредственно у
20 рабочего органа 10. Серьга содержит зуб 27 со скошенной тыльной поверхностью 28, к которой прикреплена управляющая линейка
22 с рабочей поверхностью 23, а также фигурную впадину со скошенной тыльной по25 верхностью 29. Под рычагом 19 на скобе с ограничителями 30 крайних рабочих положений шарнирно установлен поддерживающий упор 31.
Пружина 32 прижимает рычаг 19 к ограничителю 33 нижнего положения. Между рычагом
З0
19 и флажком 34 установлена тяга 35. Конечный выключатель 36 расстопоренного положения захвата 20 смонтирован на корпусе гидроцилиндра 6.
Машина работает следующим образом.
При движении вдоль ряда электролизеров один из механизмов 4 гидроцилиндром 6 прижимается к корке Электролита и при вращении рабочего органа 10 разрушает ее при этом другой механизм, расположенный на портальной раме на другой стороне электролизера, находится в транспортном положении и удерживается в нем устройством 18.
После окончания обработки производится подъем механизма разрушения корки в транс. портное положение. Для этого включается электромагнитный золотник 8, масло от насосной станции попадает в штоковую полость гидроцилиндра б, который поднимает механизм .4. В начале подъема, как и в рабочем положении механизма, рычаг 19, под действием пружины 32 прижат к ограничителю 33, нижнего положения, а поддерживающий упор
31 под действием собственного веса опирается на нижний ограничитель 30.
При втягивании штока гидроцилиндра управляющая линейка 22 свободно проходит в прорезь 31 зуба 27. Затем серьга 26 тыльной поверхностью 28 зуба 27 наезжает на криволинейную направляющую 24 тыльной поверх817096 ности захвата 20 и приподнимает рычаг 19 с захватом 20.
Одновременно с этим поддерживающий упор 34 попадает -в паз .25 управляющей линейки 22. При дальнейшем втягивании штока захват 20 под действием пружины 32 попадает в фигурную впадину серьги 26, при этом рабочие поверхности 23 захвата 20 и зуба 27 серьги 26 контактируют и механизм разрушения корки надежно удерживается в транспортном положении.
Для опускания механизма разрушения корки иэ транспортного положения в рабочее ненеобходимо предварительно высвободить зуб
27 серьги 26 от удержания захватом 20.
Для этого через электромагнитный золотник
8 подается команда на подъем и за счет имеющегося запаса хода штока А серьга 26 поднимается и, упираясь наклонной поверхностью 29 тыльной части фигурной впадины в криволинейную направляющую 24 захвата 20, вытал, кивает его вверх; при этом поддерживающий упор 31, находясь в лазе управляющей линейки 22, под воздействием ее передней кромки поворачивается в вертикальной плоскости и, упираясь в рычаг 19, удерживает его в расстопоренном положении.
После этого электромагнитный золотник 8 переключается и подает масло в поршневую. полость гидроцилнндра 6. Механизм разрушения корки опускается. Под воздействием задней кромки паза управляющей линейки 22 поддерживающий упор 31 сбрасывается после выхода фигурной впадины серьги 26 с зубом 27 из зоны зацепления с захватом 20.
Рычаг с захватом под действием пружины
32 опускается на ограничитель 33 нижнего положения, а поддерживающий упор — на нижний ограничитель 30 крайнего положения, после чего устройство для удержания механизма разрушения корки в транспортном положении вновь готово к работе.
При автоматической работе машины конечный выключатель 16 рабочего положения при нахождении механизма разрушения корки в крайнем нижнем рабочем положении и конечный выключатель 17 транспортного положения при попадании захвата. 20 в фигурную впадину серьги 26 и нахождении механизма разрушения корки в транспортном положении дают команду на переключение электромагнитного золотника 8 в нейтральное положение.
Конечный выключатель 36 расстопоренного положения захвата при попадании флажка 34 э в его прорезь дает команду на опускание механизма разрушения корки в рабочее положение.
Использование предлагаемого изобретения исключает воэможность самопроизвольного опускания механизма разрушенйя корки из транспортного положения и возникновения аварий- о ных ситуаций, повышает надежность машины, а также обеспечивает возможность работы в автоматическом режиме.
Формула изобретения
1. Машина для обслуживания алюминиевых электролизеров, включающая самоходную портальную раму с механизмом разрушения корки электролита и гидроцилиндром для его подъема и опускания, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что; с целью устранения аварийных ситуаций и повышения надежности при упрощении конструкции, она снабжена устройством для удержания механизма разрушения корки в транспортном положении, выполненным в виде установленного на корпусе гидроцилиндЗп ра подпружиненного рычага, снабженноГо ограничителем нижнего положения и захватом с прорезью, а на штоке гндроцилиндра установлена серьга, соединенная с рамой механизма разрушения корки, выполненная со впадиной и управляющей линейкой с пазом, при этом в пару направляющей линейки размещен поддержвЪающнй упор, закрепленный на корпусе гидроцилиндра под рычагом., 2. Машина по п. 1, о т л и ч а ю щ ая с я тем, что, с целью автоматизации управления, рычаг с захватом снабжен конечным выключателем расстопоренного положения захвата, а механизм разрушения корки — конечными выключателями транспортного и рабочего положений.
4$
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР Р 396422 кл. С 25 С 3/10, 1962.
2. Авторское свидетельство СССР М 241695, 11 кл. С 25 С 3/14, 1968.
817096
Составитель Н. Коробова
Техред М. Лои Корректор М. Вигула
Редактор А. Мотыль
Тираж 704 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушскал наб., д, 4/5
Заказ 1238/34
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4