Способ нанесения твердосмазочных антифрик-ционных покрытий ha внутренниеповерхности подшипников скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Рвслублик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ф

4 l сУ р (6! ) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 3001.78 (21) 2579149/25-27 с присоединением заявки Мо —. (23) Приорнтвт

Опубликовано 30.0 3.8 1. Бюллетень Н912

Дата опубликования описания 300381 (51)М. Кл.

F 16 С 33/14

Государственный комитет

СССР но делам изобретений н открытий (53) УДК Ы1.822.1 (088.8) (72) Авторы изобретения

Ю.З;Полонский и В.И.Удовицкий (71) Заявитель (54 ) СПОСОБ HAHECEHHH ТВЕРДОСМАЗОЧНЫХ

АНТИФРИКЦИОННЫХ ПОКРЫТИЙ HA ВНУТРЕННИЕ

ПОВЕРХНОСТИ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ

Г Укаэанная цель обеспечивается тем, что в способе нанесения твердо смазочных антифрикционных покрытий на внутренние. поверхности подшипников скольжения, включающем предварительное пористое силицирование поверхности подшипника и последующее насыщение ее твердой смазкой путем силового воздействия массой дроби, выполненной из материала антифрикционного покрытия, насыщение поверхности твердой смазкой осуществляют под действием центробежных снл путем ,:вращения подшипника вокруг своей .оси со скоростью, обеспечивающей непрерывное обкатывайие дроби по обрабатываемой поверхности.

На чертеже изображена схема осуществления способа. Подшипник 1 предварительна подвергают пористому силицированию с образованием íà его внутренней поверхности пористого силицироваиного слоя 2 с коническими пораъа. Затем осуществляют насьхяение слоя

2 твердой смазкой путем силового воздействия на него. массой дроби 3 различного диаметра, размещенной внутри подшипника 1, который закрепляют,например,в кулачках 4 патрона токарно;го станка, и вращают вокруг своей

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения.

-Известен способ нанесения твердосмазочных антифрикционных покрытий на поверхности подшипников скольжения, включающий предварительное пористое силицирование поверхности подшипника и последующее насыщение ве твердой смазкой путем вибрационного шаржнрования массой дроби, выполненной нэ материала антифрикционного покрытия (1).

Недостатком известного способа является то, что направление силы трения между дробью и поверхностью подшипника обеспечивает сцепление и перенос более мягкого металла покрытия, и направление пор в обрабатываемой поверхности, повышающих прочность сцепления и глубину проникновения антифрикционного покрытия в.. металлическую основу не совпадают, что приводит к недостаточной прочности сцепления покрытия.

Цель изобретения -. повышение прочйости сцепления покрытия с поверхио=тью подшипника эа счет обеспечения воздействия на дробь сил, в направлв ии расположения пор. 30

817350 оси со скоростью, обеспечивающей непрерывное обкатывание дроби по обрабатываемой поверхности подшипника с образованием антифрикционного покрытия 5. При этом на дробь 3 действуют только сила собственного веса и центробежные силы, возникающие при вращении подшипника 1.

Оптимальная скорость вращения подшипника может быть определена из соотношений:

9.р

n= — -, где у = - линейбОV I0

У ,ная скорость вращения;

P — радиус кривизны численно равный радиусу детали;

f — - коэффициент трения дроби и подшипника; ц=9,81м/сек — ускорение симы тяжести.

В процессе вращения эа счет взаимного перемещения свинцовой дроби различного диаметра (2-30мм) создается интенсивное перекатывание, столкнове- ние, а также взаимодействие дроби с обрабатываемой поверхностью, в результате чего мелкие частицы износа отделяются и внедряются в поры силицированного слоя 2 под действием центро- 25 бежных сил от массы дроби.

Пример. Покрытие наносилось свинцовой дробью с максимальным диаметром 30 мм на внутреннюю поверхность подшипника с радиусом R=100 мм. Я

Коэффициент трения качения дроби

f--0,006-0,009. Скорость вращения под- шипника n=250-300 об./мин.

Способ осуществляется следующим образом. 3S

Пористое силицирование внутренней поверхности производят бесконтактным способом, затем кипятят детали в мас» ле в течение 8-10 ч с целью заполнения пор маслом. После того заполняют внутреннюю полость детали свинцовой дробью различного диаметра (деталь с двух сторон закрывается крышками) и вращают деталь в патроне токарного станка в течение 3-4 ч со скоростью вращения 100-200 об/мин, в эависимос- 45 ти от размера обрабатываемой детали.

Деталь снимают со станка и проверяют толщину нанесенного покрытия методом контроля шлифов.

Обработка детали в течение 3-4 ч позволяет получить металлическую свинцовую пленку на внутренней поверхности толщиной слоя 0,20-0,30 мм.

Накопленная в порах диффузионных слоев смазка (масляная и металлическая) оказывает исключительно благоприятные условия на работу пары трения в условиях ограниченной смазки и больших динамических нагрузок.

Расположенные с уплотнением в порах частицы свинца прочно удерживают поверхностные слои покрытия.

Нанесение предлагаемым способом металлических смазок обеспечивает более высокую плотность покрытия и прочность сцепления с основным металлом.

Применение центробежного способа нанесения металлических покрытий на поверхности трения повышают надежность и долговечность работы узлов трения в условиях недостаточной смазки и граничного трения.

Формула изобретения

Способ нанесения твердосмаэочных антифрикционных покрытий на внутренние поверхности подшипников скольжения, включающий предварительное пористое силицирование поверхности подшипника и последующее насыщение ее твердой смазкой путем силового воздействия, массой дроби, выполненной иэ материала антифрикционного покрытия, о т л и ч а,ю шийся тем, что, с целью увеличения прочности сцепления покрытия с поверхностью подшипника, насыщение поверхности твердой смазкой осуществляют под действием центробежных сил путем вращения подшипника вокруг своей оси со скоростью, обеспечивающей непрерывное обкатывание дроби по обрабатываемой поверхности.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Опоры осей и валов машин и приборов. Под ред, Н.A.Ñïèöèíà. М., Машиностроение, 1970, с. 76-77.

817350 ре ЬРащениЯ

Составитель И.Крылова

Редактор Е.Спиридонова Техред A.Савка

Корректор. Е. Рошко

Подписное филиал ППП Патент, г Ужгород, ул. Проектная, 4

Заказ 1286/47 Тираж 860

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб,, д. 4/5