Способ улучшения антифрикционных свойстврабочих поверхностей опоры скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советскик
Социалистических
Республик
<и>817351
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свмд-ву (22) Заявлено 070278 (21) 2580972/25-27 с присоединением заявки ¹â€” (23) Приоритет
Опубликовано 300381.Бюллетень Nо 12
Дата опубликования описания 300381 (51)М. Кл 3
F 16 С 33/14
Государственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 621.822.5 (088.8) (72) Авторы изобретения
И.Г.Носовский и Е.А.Миронов (71) Заявитель
Изобретение относится к машиност роению и может быть использовано -для повышения износостойкости тяжелонаг- > ряженных опор скольжения, работающих
;в средах с повышенной влажностью.
Известен способ улучшения антифрикционных свойств рабочиМ поверхностей опоры скольжения, заключающийся в диффузионном борировании одной из ра-. бочих поверхностей (1).
Однако диффузионное борирование не обеспечивает высокой износостойкости в условиях окислительного изнашивания.
Цель изобретения - уменьшение ко- 15 эффициента трения и величины износа путем создания на борированной раба" чей поверхности пленки ортоборной кислоты.
Поставленная цель достигается тем, 2О что в способе улучшения антифрикционных свойств рабочих поверхностей опоры скольжения, заключающемся в диффузионном борировании одной из рабочих поверхностей, в зоне трения увлажняют окружающую среду до 85-90%.
При сухом трении борированных сталей в воздушной среде продукты износа состоят из частичек боридов железа (FeP и Ре2Б)и дисперсного порошка 30 окиси бора В О . Окись бора способна взаимодействовать с влагой окружающей среды с образованием ортоборной кислоты НдВО, содержащей до 50% воды, которая вйполняет роль смазки поверх-ностей трения.
Пример. Проводят исследования износостойкости опоры скольжения, одна из рабочих поверхностей которой выполнена из термически обработанной стали 45(HV 550-580)-, а другая - из борировакной стали 45. Для:исследований применяют образцы кольцевой формы Д=25у. d=E7,8ó h=6 мм. Осуществляют. торцовое тренйе с коэффициентом перекрытия,равным 1. Нагрузка на поверхности трения составляет 2 МПа, скорость скольжения 0,05 м/с. Борирование образцов осуществляется в порошке технического карбида бора В С при
950 С в течение 3-х ч.
В результате такой обработки на поверхности образцов образуется диф,фузионный слой, состоящий из боридов железа FeB и Fe28.
При испытаниях опоры скольжения в условиях сухого трения в воздушной среде с влажностью воздуха 85-90% коэффициент трения равен 0,2-0,21, а
Йриведенный износ 3-5 мг/см
2 (54) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ АНТИФРИКЦИОННЫХ CBOACTB
РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ОПОРЫ СКОЛЬЖЕНИЯ
817351
Составитель Т,Хромова
Редактор Е,Спиридонова Техред А.Савка Корректор Е. Рошко
Заказ 1286/47 Тираж 860 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР no делам изобретений и открытий
113035у Москвар Ж 35 Раушская наб., де 4/5 филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Таким образом, применейие предла гаемого способа улучшения антифрик,ционных свойств рабочих поверхностей опоры скольжения обеспечивает получение следующих преимуществ. а) значительное уменьшение коэффи1 циента трения и.величины .износа трущихся поверхностей с одновременным повышением корозионной стойкости деталей опоры скольжения; б) низкая стоимость и простота получения надежных и .долговечных опор скольженияу в) расширение границ существования нормального механохимического износа за счет подавления процессов схватывания на поверхностях трущихся деталей.
Формула изобретения
Способ улучшения антифрикционных
:войств рабочих поверхностей опоры скольжения, заключающийся в диффузионном борировании одной из рабочих
g,ïîàåðõHîñòåé, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью уменьшения коэффициента трения и величины износа путем создания на борированной рабочей поверхности пленки ортобор р ной кислоты, в зоне трения увлажняют окружающую среду до 85-90%.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Минкевич А.Н. Химико-термическая обработка металлов и сплавов.
М., Машиностроение, 1965, с. 223290.