Способ установления момента аварий-ного режима b электрических лампахнакаливания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОУСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 131278 (21) 2698930/24-07
Союз Советских
Социалистических
Республик
817805 ф
1 ф э фЙ " 43 " .. с (51)М, Кл.з
Н 01 К 1/60
H 01 К 3/00
G 01 R 31/02 с присоединением заявки й9Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (23) ПриоритетОпубликовано 3003,81.Бюллетень М 12
Дата опубликования описания 30.0381. (53) УДК621. 3. 032 (088. 8),Г.И. Смелков, Б.И. Кашолкин, В.А. ПехотикоВ, A.B. Богданов, В.Г. Сопитько и A. Ñ. Ныш
1 )
l (1
I
t (72) Авторы изобретения,(71) Заявитель (54) СПОСОБ УСТАНОВЛЕНИЯ МОМЕНТА АВАРИЙНОГО
РЕЖИМА В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЛАМПАХ
НАКАЛИВАНИЯ
Изобретение относится к области криминалистики, в которой исследуются причины возникновения пожаров на объектах, в частности, от ламп накаливания. Известны способы определения момента короткого замыкания в электропроводках, предусматривающие рентгеноструктурные и металлографические исследования проводов, подвергшихся действию токов короткого замыкания и огня пожара, а также масс-спектральный и кулонометрический анализ оплавленных участков проводов на содержание водорода и углерода.. Однако 15 эти криминалистические методы не— применены для исследования причаст- ности к пожару ламп накаливания.
Наиболее близким к предлагаемому способу, выбранным в качестве про- 20 тотипа является способ установления наличия или отсутствия напряжения на автомобильных лампах накаливания в момент аварии методом электроннорастровой микроскопии, который основан на анализе изменений, происходящих в теле накаливания в зависимости от его температуры.
Известно, что если после дорожнотранспортного происшествия лампа не 30 повреждена, на внутренней поверхности колбы черный налет (адсорбированный вольфрам нити), концы нити имеют сферические оплавления, на поверхности нити имеются "складки" и следы от фильер сгладились, то лампа вышла из строя в результате естественного старения до дорожно-транспортного происшествия.
На признак наличия напряжения в момент аварии указывают характерные изломы спирали, увеличенные под микроскопом.
Недостатком этого способа является его весьма ограниченная применимость при исследовании причин пожаров. Как правило, в процессе пожара происходит расплавление штабика лампы накаливания и тело накала обнаружить не удается. Кроме того, в этом способе не учитываются внешние температурные воздействия на тело накала в среде пожара; которые приводят к интенсивному окислению вольфрама и могут существенно влиять на устойчивость выработанных признаков., Цель изобретения — разработка способа определения аварийного режима в лампах накаливания, который поз817805 волял бы решать вопросы о том, явился ли аварийный режим в лампе накаливания причиной пожара или он его следствие.
В предлагаемом способе эта цель достигается путем анализа стекла межэлектродного промежутка лопатки .:лампы накаливания, изъятой с места пожара. Для этого производятся измерения оптической плотности межэлектродного промежутка стекла лопатки испытываемой и эталонной ламп.
Измеренные значения сравнивают между собой. Непричастность испытываемой лампы к возникновению пожара определяют по превышению оптической плотности стекла ее лопатки более, чем на 10% по сравнению с эталонной лампой. В качестве эталонной лампы принимается серийно изготовленная лампа аналогично с исследуемой номинала (напряжения и мощности).
Измерение оптической плотности стекла в обеих лампах производится по продольной оси лопатки.
Наличие явления межэлектродного пробоя фиксируется при уровне оптической плотности йочернения следа пробоя, превышающем на 10% уровень оптической плотности стекла лопатки эталонной лаМпы. Данное значение превышения обуславливается статистическим анализом большого количества ламп и является критерием для определения наличия напряжения на лампе в момент пожара и соответственно непричастнбсти лампы накаливания к пожару.
На фиг. 1 представлена лампа накаливания общего назначения с пробоем стекла лопатки; на фиг. 2 изображен график денситометрических измерений стекла лопатки с токопроводя щим слоем; на фиг. 3 показано направление измерения плотности.
Пример - Производился анализ образцов ламп различных номиналов, находящихся под напряжением 127/220B в зоне действия температуры 550б50 С. Испытываемые лампы были изо готовлены на восьми ведущих заводах страны. Во всех случаях был отмечен пробой межэлектродного промежутка.
Денситометрические измерения производились на отечественном микрофотометре МФ-4. На фиг. 2 относительная величина оптической плотности стекла лопатки эталонной лампы составляет
25-35%, а при измерении плотности в зоне пробоя межэлектродного промежутка до.90%. Минимальная разница уровней плотностей составляет 55%, что больше предельной величины 10%.
15 Для данного образца делается . заключение о вторичности аварийного режима в лампе.
Использование предлагаемого способа увеличивает точность выполнения щ экспертных исследований ламп накаливания, что является неотъемлемым условием выполнения требований по по-. вышению достоверности и эффективности криминалистических исследований °
Формула изобретения
Способ установления момента аварийного режима в электрических лампах накаливания путем анализа образца лампы, отличающийся тем, что, с целью определения непричастности лампы к возникновению пожара, измеряют оптическую плотность межэлектродного промежутка стекла лопатки испытуемой и эталонной ламп, сравнивают измеренные значения межжу собой и непричастность испытываемой лампы к возникновению пожара
4Q определяют по превышению испытываемой оптической плотности стекла ее лопатки более, чем на 10Ъ по сравнению с эталонной лампой.
817805 йй ющюеинове: имут
Фиг. 1
Рис. Х
Ии рвнив юмюнвгти рие. Ю
ВНИИПИ Заказ 1477/69 Тираж 784 Подписное
Филиал ППП "Патент", г.ужгород, ул.Проектная,4