Устройство для обеспечения трехфаз-ного режима работы электродвигателяпри обрыве питающей сети

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗО6РЕТЕН ИЯ

К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советскин

Социалистических

Республик («). 81 7848 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.10.78 (21) 2678184/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл з

Н 02 Н 7/09

Гееударетнвнннй кемнтет

СССР

° е делам нзебретеннй к нткрытнй

Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12

Дата опубликования описания 10.04.81 (53) УДК 621.316. .925 (088.8) (72) Авторы изобретения

В С Боев и Е П Гусаков (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО

РЕЖИМА РАБОТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПРИ ОБРЫВЕ ФАЗЫ

ПИТАЮЩЕЙ СЕТИ

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для релейной защиты электродвигателя от работы при анормальных режимах.

Известно устройство для защиты двигателя от обрыва одной фазы, содержащее ком- 5 мутатор и датчик в нулевом проводе, подключенной к нейтрали обмоток статора, причем выход датчика, через реле соединен с блоком отключения двигателя (1).

Недостатком указанного устройства является отключение защищаемого двигателя 1о при обрыве одной из фаз, что приводит к остановке приводимого механизма и нарушению технологического процесса.

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущености является устройство.для защиты двигателя от обрыва од15 ной фазы, содержащее коммутатор и дат-. чик обрыва фазы в цепи статора двигателя, блок управления коммутатором и реле, соединенное с выходом датчика, которое своими контактами соединяют фазу с обмот- 2о кой статора через конденсатор (2).

Недостатком известного устройства является увеличение габаритов привода за счет конденсатора, при этом объем конденсатора, как правило, превышает объем двигателя. .Цель изобретения — уменьшение габа- . ритов устройства в случае соединения обмоток защищаемого двигателя в звезду и питания его от четырехпроводной сети.

Указанная цель достигается тем, что устройство для обеспечения трехфазного режима работы электродвигателя при обрыве фазы, питающей сети, содержащее коммутатор в цепи защищаемого двигателя, соединенный с блоком управления коммутатором, блок выявления обрыва одной из фаз и источник питания, дополнительно снабжено вторым коммутатором и блоком па- мяти, при этом второй коммутатор подключен между нейтралью двигателя и нулевым проводом, блок выявления обрыва одной из фаз соединен со входом блока памяти и цепью управления вторым коммутатором, а выход блока памяти подключен ко входу запрета пуска блока управления первым коммутатором.

На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2 — механические характеристики двигателя в зависимости от режима питания.

Устройство содержит асинхронный двигатель 1, обмотка статора которого подключена к первому коммутатору 2 через датчик

3 обрыва фазы, соединенный с реле 4, выход которого соединен со входом второго коммутатора 5, подключающего нейтраль обмоток статора двигателя 1 к нулевому проводу 6 и к блоку 7 памяти. Блок 8 управления своим входом запрета пуска соединен с выходом блока 7 памяти и с источником 9 питания тока.

Механические характеристики асинхронного двигателя представляют собой естественную характеристику (10), характеристику при обрыве одной фазы (11), а также при обрыве одной фазы и соединении нейтаарали обмоток статора с нулевым проводом (12).

При обрыве одной фазы нагруженного двигателя он опрокидывается, что приводит к перегреву обмоток статора и остановке механизма. Если нейтральную точку обмоток статора соединить с нулевым проводом, то двигатель сохраняет достаточный вращающий момент и опрокидывания не происходит. Однако, в нормальном режиме работы нейтральную точку обмоток статора с нулевым проводом не соединяют, поскольку в этом случае не проходит по обмоткам гармоники токов кратных трем, снижающих

КПД двигателя.

Устройство работает следующим образом.

Подключение двигателя 1 к источнику переменного тока осуществляется коммутатором 2, управляемым блоком 8. При нормальном режиме работы двигателя 1 на выходе датчика обрыва фазы 3 сигнал отсутствует, поэтому отключены реле 4 и коммутатор 5, а сигнал на выходе из блока 7 памяти равен нулю.

В момент обрыва одной из фаз с датчика 3 сигнал включает реле 4, которое включает коммутатор 5, соединяя нейтраль817848

4 ную точку обмотки статора двигателя 1 с нулевым проводом 6. Одновременно сигнал с реле 4 включает блок 7 памяти, с выхода которого сигнал поступает на вход блока 8 управления и блокирует повторное включение двигателя 1, если он останавливается после отработки технологического процесса.

Применение предлагаемого устройства обеспечивает работу защищаемого двигателя при обрыве одной из фаз, не увеличивая при этом существенно габариты устройства.

Формула изобретения

Устройство для обеспечения трехфазного режима работы электродвигателя при обрыве фазы питающей сети, содержащее коммутатор в цепи защищаемого двигателя, -соединенный с блоком управления коммутатором, блок вявления обрыва одной из

20 фаз и источник питания отличающееся тем, что, с целью уменьшения габаритов устройства в случае соединения обмоток защищаемого двигателя в звезду и питания его от четырехпроводной сети, оно дополнительно снабжено вторым коммутатором и блоком памяти, при этом второй коммутатор подключен между нейтралью двигателя и нулевым проводом, блок выявления обрыва одной из фаз соединен со входом блока памяти и цепью управления вторым коммутатором, а выход блока памяти подключен ко входу запрета пуска блока управления первым коммутатором.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 553709, кл. Н 02 Н 7/09, 1975.

2. Авторское свидетельство СССР № 595824, кл. Н 02 Н 7/09, 1972

817848

Составитель А. Сурба

Редактор И. Михеева Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга

Заказ 1442/71 Тираж 675 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП <Патент», r. Ужгород, ул. Проектная, 4