Якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
<и> ) Союз Coo@ TcKNx
Социалистмческмк
Респубмик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.10.78 (21) 2678403/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Н 02 К 1/06
Гееударстееииыб квинтет
СССР иа динан нэееретений и еткрытнй (53) УДК 621.313..042 (088.8) Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 05.04.81 (72) Авторы изобретения
t !
/ !
1
I
Ташкентский ордена Трудового Красного Зйаъ еиы институт инженеров железнодорожного транспорта
А. Д. Глущенко, В. И. Киселев, Н. Н. Ту ь,чннская и А. П. Федотов (71) Заявитель (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЪ|
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в тяговых электродвигателях тепловозов и в других электрических машинах, особенно работающих в условиях сильных вибраций.
Известна электрическая машина, якорь которой содержит непрессованный на вал пакет активного железа, сжатый в обеих сторон нажимными шайбами, и обмотку, уложенную в пазах пакета (1).
Однако это устройство обладает сравнительно невысокой работоспособностью из-за замыканий обмоток на пакет железа якоря, являющихся следствием перетирания и перерезания изоляции острыми краями, пакета железа и зубцами распушенных пластин на выходе из паза при вибрационном воздействии на проводники обмотки в процессе работы электрической машины.
Известен также якорь электрической машины, содержащий закрепленный на валу шихтованный зубчатый сердечник с крайними листами, в пазах которого размещена обмотка, и нажимные шайбы. Для предотвращения перетирания и перерезания изоляции на выходе из пазов укладываются предохранительные прокладки (гильзы) из миканита, электротехнического картона, или фторопластовые коронки, выстилающие дно и боковые стенки паза (2).
Недостатки известного устройства состоят в том, что при работе в условиях частых вибраций, характерных для тяговых электродвигателей тепловозов, наблюдаются частые замыкания проводников обмотки на железо якоря. Такие замыкания обусловлены наличием аксиальных (по дли не паза), радиальных и тангенциальных вибto раций проводников обмотки относительно железа якоря, распушением зубцов крайних листов сердечника, низкой износостойкостью и прочностью миканита и электротехнического картона при вибрационном воздействии на них режущих кромок таких листов.
Кроме того, для тяговых электродвигателей тепловозов характерно сравнительно частое возникновение явлений боксования колесных пар, при которых появляются дополнительно большие тангенциальные усилия
2О (по касательной к поверхности укладки обмотки в пазах. якоря). Эти усилия изгибают лобовые части обмотки и смещают их относительно пазов, что приводит к перегибам проводников обмотки на выходе их из
817865
Формула изобретения
Составитель Ф. Подольская
Техред А. Бойкас Корректор Н. Бабинец
Тираж 730 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор И.Михеева
Заказ 1434/72 пазов железа якоря, возникновению кромочных напряжений по линиям контакта с крайними листами пакета железа якоря. Подобные явления ускоряют разрушение предохранительных прокладок из миканита и электротехнического картона, приводят к возник- s новению замыканий проводников обмотки на листы железа якоря. Все это снижает надежность работы якоря электрической машины.
Цель изобретения — повышение надежности якоря электрической машины путем о предотвращения возможных повреждении изоляции обмотки якоря на выходе из па-, зов сердечника.
Указанная цель достигается тем, что листы сердечника, прилегающие к крайним, выполнены с большой шириной пазов по сравнению с остальными его листами, а зубцы крайних листов имеют в сечении П-образную форму, причем их выступы охватывают зубцы сердечника и размещены в уширенной части пазов.
На чертеже показан якорь электрической машины.
Якорь содержит шихтованный сердечник 1, в пазах которого размещена обмотка
2, закрепленная посредством пазовых клиньев 3, и нажимные шайбы 4. Зубцы 5 крайнего листа имеют в сечении П-образную форму. У листов сердечника, прилегающих к крайним, со стороны лобовых частей на штамповочном прессе вырубаются пазы, уширенные на толщину крайнего листа с каждой стороны по высоте до наклонной ЗО поверхности, удерживающей пазовые клинья. Зубцы 5 крайнего листа своими выступами охватывают зубцы листов, выполненных с уширенными пазами.
Аналогично выполняются листы сердечника и со стороны петушков коллектора.
Предлагаемое конструктивное решение якоря позволяет предотвратить повреждения изоляции обмотки якоря на выходе из пазов сердечника и, тем самым, повысить надежность якоря электрической машины.
Якорь электрической машины, содержащий закрепленный на валу шихтованный зубчатый сердечник с крайними листами, в пазах которого размещена обмотка, и нажимные шайбы, отличающийся тем что, с целью повышения надежности, листы сердечника, прилегающие к крайним, выполнены с большей шириной пазов по сравнению с остальными его листами, а зубцы крайних листов имеют в сечении П-образную форму, причем их выступы охватывают зубцы сердечника и размещены в уширенной части пазов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции Юа 2197259, кл. Н 02 К 1II06, 1974.
2. Тепловоз 2ТЭ10Л. Под ред. В. P. Степанова. М., «Транспорт», 1970, с. 108 †1, рис. 78.