Полюс синхронного электродвигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСAНИЕ»„817866

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советск их

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.04.79 (21) 2754650/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .

Н 02 К 1/08

Н 02 К 3/20

Геаударстееииый комитет

СССР ио делам изебретеиий и открытий (53) УДК 621.313..323 (088.8) Опубликовано 30.03.81. Бюллетень №! 2

Дата опубликования описания 05.04.81

А. 3. Лесохин, Ю. В. Жигулин, И. 3. Богуславский и К. С. Демирчян

1

I (72) Авторы изобретения

I с

1 (71) Заявитель (54) ПОЛЮС СИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к электромашиностроению и касается мощных частотнорегулируемых тихоходных синхронных двигателей (момент на валу больше 300т м, частота вращения 9 — 20 об/мин, окружная скорость на периферии ротора не более 10 м/с).

Такие двигатели питаются от преобразователей пониженной частоты, что обеспечивает не только получение низкой частоты вращения, но и плавный частотный пуск, который, в отличие от обычного асинхронного, исключает возникновение дбполни- 10 тельных динамических нагрузок на ротор при его разгоне.

Кроме того,в кривой напряжения, подводимого к двигателю, содержится ряд высших гармонических, в результате чего в воздушном зазоре между статором и ротором возникают несинхронные магнитные поля и соответствующие дополнительные моменты и потери.

Для экранирования полей высших гармонических в воздушном зазоре тихоходных зт синхронных двигателей используют демпферную систему.

Известен синхронный электродвигатель, в котором стержни демпферной обмотки размещены в пазах полюсного башмака и соединены в пределах каждого полюса короткозамыкающими сегментами, а между полюсами — перемычками или за счет перекроя сегментов соседних полюсов.

Демпферная обмотка выполняет одновременно функцию пусковой обмотки при асинхронном пуске.

В мощных частотно-регулируемых тихоходных синхронных двигателях используется синхронный пуск, который осуществляется за счет плавного увеличения частоты подводимого напряжения (1).

В этом случае демпферная обмотка служит только в качестве устройства, экранирующего магнитные поля высших гармонических в воздушном зазоре. Размещение демпферной обмотки на полюсном башмаке требует увеличения высоты башмака в 1,5—

2,0 раза по сравнению с высотой башмака при отсутствии этой обмотки, что приводит к соответствующему увеличению потока рассеяния.

Цель изобретения — уменьшение веса и габаритов полюса, благодаря уменьшению потока рассеяния.

817866

Указанная цель достигается тем, что в полюсе синхронного электродвигателя, содержащем шихтованный сердечник с полюсным башмаком, на котором установлена демпферная система, последняя выполнена в виде немагнитного электропроводного экрана, расположенного на поверхности полюсного башмака и охватывающего его тангенциально выступающие части, и медных листов, размещенных по длине полюса между листами сердечника, причем экран и медные листы электрически соединены посредством гибких перемычек.

Для фиксации экрана в тангенциальном направлении концевые части экрана могут быть отогнуты и расположены в пазах, выполненных в листах сердечника.

В экране и в листах сердечника могут быть выполнены пазы для размещения гибких перемычек.

На фиг. 1 изображен полюс, в изометрическая проекция; на фиг. 2 — паз для крепления экрана к медному листу; на фиг. 3— разрез А-А на фиг. 2.

Полюс содержит шихтованный сердечник 1, набранный из листов стали. По длине сердечника между листами сердечника установлено несколько медных листов 2.

Башмак 3 полюса охвачен корытообразным экраном 4, выполненным из немагнитного материала с малым удельным электрическим сопротивлением, например из меди.

В аксиальном направлении экран 4 отогнут на башмак 3, а в тангенциальном направлени отонгнутые концевые части 5 экрана 4 установлены в предварительно выштампованных в листах сердечника 1 пазах 6.

В радиальном направлении экран прижат к поверхностям 7 полюсных башмаков

3 усилиями запрессовки и центробежными силами катушек 8 полюса. Экран 4 соединен электрически с медными листами 2 посредством гибких перемычек 9.

Каждая перемычка 9 одним концом припаяна к экрану 4 через паз 10, выполненный в экране в зоне расположения медного листа 2. Другой конец перемычки припаян к медному листу 2.

Для размещения соединительных перемычек 9 в зоне расположения медных листов 2 в листах сердечника 1 выполнены пазы 11.

Для электрического соединения с экранами других полюсов, экран 4 снабжен перемычками 12, которые могут быть отштампованы вместе с экраном 4 или припаяны к нему.

Предлагаемая конструкция полюса позволяет снизить в 1,5 — 2 раза по сравнению с известным устройством высоту полюсного башмака и, следовательно, значительно уменьшить поток рассеяния полюсной системы.

1О Последнее, в свою очередь, позволяет уменьшить габариты и вес машины, или в тех же габаритах получить большую мощность.

Кроме того, предлагаемое устройство более технологично и надежно, чем обычная полная демпферная система, так как исключает штамповку пазов в полюсных башмаках, запрессовку и уплотнение стержней в этих пазах, пайку стержней к короткозамыкающим сегментам, которые должны пропускать полный ток демпферных стержней.

Формула изобретения

1. Полюс синхронного электродвигателя, 25 содержащий шихтованный сердечник с полюсным башмаком, на котором установлена демпферная система, отличающийся тем, что, с целью уменьшения веса и габаритов, демпферная система выполнена в виде немагнитного электропроводного экрана, расположенного на поверхности полюсного башмака и охватывающего его тангенциально выступающие части, и медных листов, размещенных по длине полюса между листами сердечника, причем экран и медные листы электрически соединены посредством гибких

35 перемычек.

2, Полюс по п. 1, отличающийся тем, что концевые части экрана отогнуты и расположены в пазах выполненных в листах сердечника.

3. Полюс по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в экране и в лидтах сердечника выполнены пазы для размещения гибких перемычек.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

4s 1. Алексеев А. Е. Конструкция электрических машин. Л., ГЭИ, 1968, с. 165 — 166.

817866 Ðèã. Г

Редактор Н. Кузнецова

Заказ 7434/72

Составитель Ф. Подольская

Техред А. Бойкас Корректор Н. Бабинец

Тираж 730 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета CCCP по делам изобретений и открытий

I 13035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 а