Электропривод переменного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП И(САН ИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Реслублик (((>817963 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.12.78 (21) 2703498/24-07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.з
Н 02 P 7/76
Гееударствеиный комнтет
СССР ю делам изобретений и еткрытнй
Опубликовано 30.03.81. Бюллетень № 12
Дата опубликования описания 05.04.81 (53) УДК 621.313. .333.072.9 (088.8) (72) Авторы изобретения
А, Г. Яуре (В. С. Боев, С. П. Голев, E. М. П (7!) Заявитель (54) ЭЛЕКТРОПРИВОД ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Изобретение относится к электротехнике, а именно к электроприводу переменного тока, и может быть использовано преимущественно в электроприводах крановых механизмов, например в приводе перемещения моста крана.
Наиболее близким к предлагаемому является электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных двигателя с фазным ротором, коммутаторы, подключенные к обмоткам статора, и коммутаторы, шунтирующие резисторы, подключенные к обмоткам роторов двигателей, командоаппарат, выходом соединенный с управляющим входом коммутаторов в цепи обмоток статоров и с управляющим входом коммутаторов в цепи обмоток роторов двигателей (1).
Недостаток известного электропривода состоит в наличии значительного количества ступеней резисторов в цепи ротора двигателеи.
Цель изобретения — упрощение электропривода путем сокращения числа ступеней резисторов в цепи ротора двигателей.
Поставленная цель достигается тез1, что в электроприводе, содержащем два асинхронных двигателя с фазным ротором, три коммутатора, два из которых выходом подключеьы к началам первой и второй обмоток статора двух двигателей, а выход третьего коммутатора подключен к началу третьей обмотки статора первого двигателя, коммутаторы, шунтирующие резисторы, подключенные к обмоткам роторов двигателей, блок управления, один выход которого соединенный с управляющим входом первого и второго коммутатора в цепи об10 моток статоров, а другой выход соедийен с управляющим входом коммутаторов, шунтирующих резисторы, третий коммутатор силовым входом соединен с началом третьей обмотки статора второго двигателя, ко15 торая концом соединена с концами первых двух обмоток статора первого двигателя, а конец третьей обмотки статора первого двигателя соединен с концами первых двух обмоток статора второго двигателя, управляющий вход третьего коммутатора связан с
2о третьим выходом блока управления.
Кроме того, электропривод может содержать узел ограничения момента, командоаппарат, два логических элемента И, логический элемент НЕ, причем узел ограничения
817963
Формула изобретения
55 момента соединен со входом элемента НЕ, подключенного ко входу первого элемента И, второй вход которого соединен с первым входом командоаппарата, вторым входом командоаппарат соединен со входом второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого элемента И.
На фиг. 1 изображена блок-схема предлагаемого электропривода; на фиг. 2 механические характеристики электропривода.
Устройство состоит из первого асинхронного двигателя 1, две обмотки статора которого концами соединены между собой, а началами подключены к коммутаторам 3 и 4, коммутатора 5, выходом подключенного к началу третьей обмотки статора 2, конец которой соединен с концами двух обмоток статора 6 двигателя 7, началами подключенных к коммутаторам 3 и 4,причем к обмоткам ротора 8 двигателя 1 подключены резисторы 9 — 11, шунтируемые коммутаторами 12 и 13, к обмоткам ротора 14 двигателя 7 подключены резисторы 15 — 17, шунтируемые коммутаторами !8 и 19; из узла 20 ограничения момента, подключенного ко входу первого элемента 21 И через элемент 22 НЕ, командоаппарата 23, первый выход которого соединен с управляющим входом коммутаторов 3 и 4 и со входом элемента 21 И, выход которого соединен с управляющим входом коммутатора 5 и со входом второго элемента 24 И, другой вход которого соединен со вторым выходом командоаппарата 23, а выход — с управляющим входом коммутаторов 12, 13 и !
8, 19.
На фиг. 2 изображены зависимости скорости вращения двигателей 1 и 7 от момента М в естественной схеме включения (25), при введенных резисторах (26), при введенных резисторах и отключенной одной фазе (27) и закороченных резисторах 28
Устройство работает следующим образом.
Пуск двигателей 1 и 7 производится при пониженном значении момента в связи с тем, что с выхода узла 20 ограничения момента сигнал поступает на вход элемента 22 HE. Элемент 21 И остается в закрытом положении, так как сигнал с выхода элемента НЕ, поступающий на его вход, равен нулю, Элемент 24 И закрыт, поэтому сигнал„поступающий с его выхода на управляющий вход коммутатора в 12, 13 и 18, 19, равен нулю; резисторы 9 — 11 в цепи ротора 8 и резисторы 15 — 17 в цепи ротора 14 введены. Сигнал с командоаппарата 23 включает коммутаторы 3 и 4, которые подключают две обмотки статора 2 двигателя 1 и две обмотки статора 6 двигателя 7 к источнику переменного тока. Две первые обмотки статора 2 совместно с третьей обмоткой статора 6 образуют соединение звез5
15 го г5
4 дой, поэтому векторы фазных напряжений обмоток статора 2 адвинуты на 120 эл. град., в связи с чем двигатель 1 развивает пусковой момент, равный около 2/3 значения момента в трехфазном режиме его работы.
Две обмотки статора 6 двигателя 7подключены на линейное напряжение, а третья обмотка — на фазное напряжение, создавая сдвиг векторов напряжений на указанных обмотках в 90эл. град., и в связи с этим двигатель 7 развивает пусковой момент, сниженный менее чем на 1/3 от момента, развиваемого в номинальном режиме его работы. При механическом соединении вала двигателя 1 с валом двигателя 7, привод разгоняется в соответствии с суммарной механической характеристикой 27. Переход на характеристику 26 с большим моментом происходит после снятия сигнала с блока 20 ограничения момента. В этом случае отпираются элемент 22 НЕ, элемент 21 И, а сигнал с выхода последнего включает, коммутатор 5, подключая третью обмотку статора 2 к источнику переменного тока. Двигатели 1 и Tработают в полнофазных режимах при номинальном значении максимального момента.
Переход на естественную характеристику 35 производится при поступлении сигнала со второго выхода командоаппарата 23, что приводит к отпиранию второго элемента 24 и к включению коммутаторов 12, Я и 18, 19, закорачивающих резисторы 9 — 11 и 15 — 17 в цепях роторов 8 и 14 двигателей 1 и 7.
Таким образом, предлагаемый электропривод позволяет получить дополнительную механическую характеристику с меньшим моментом без добавления ступеней резисторов в цепи роторов двигателей.
1. Электропривод переменного тока, содержащий два асинхронных двигателя с фазным ротором, три коммутатора, два из которых выходом подключены к началам первой и второй обмоток статора двух двигателей, а выход третьего коммутатора подключен к началу третьей обмотки статора первого двигателя, коммутаторы, шунтирующие резисторы, подключенные к обмоткам роторов двигателей, блок управления, один выход которого соединен с управляющим входом первого и второго коммутатора в цепи обмоток статоров, а другой выход соединен с управляющим входом коммутаторов, шунтирующих резисторы, отличающийся тем, что, с целью упрощения путем сокращения числа ступеней резисторов, третий коммутатор силовым входом соединен с началом третьей обмотки статора второго двигателя, которая концом соединена с концами
817963
Фиг. 1 фиг. Л
Составитель Е. Перемыслова
Редактор И. Михеева Техред А. Бойкас Корректор В. Бутяга
Заказ 1023/77 Тираж 730 Родписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССРпо делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4 первых двух обмоток статора первого двигателя, а конец третьей обмотки статора первого двигателя соединен с концами первых двух обмоток статора второго двигателя, управляющий вход третьего коммутатора связан с третьим выходом блока управления.
2. Электропривод по п. 1, отличающийся тем, что он содержит узел ограничения момента, ком андоаппарат, два логических элемента И, логический элемент НЕ, причем узел ограничения момента соединен со входом элемента НЕ, подключенного ко входу первого элемента И, второй вход которого соединен с первым входом командоаппарата, вторым входом командоаппарат соединен со входом второго элемента И, второй вход которого соединен с выходом первого элемента И.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Рапутов Б, М. Электрооборудование металлругических кранов, М., «МеталлургияЭ.
1977, . 135 — 136.