Патент ссср 81861
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Класс 42р, 13в1
Хв 81881
СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
А. И. Розенбер
СЧЕТЧИК УЧЕТА РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ, НАПРИМЕР, ТАНКОВ
Заявлено 28 июня 1947 г. за М 357865 в Народный комиссариат обороны СССР
Опубликовано в «Бюллетене изобретений и товарных знаков» М 21 за 1964 г.
Известны счетчики учета работы двигателя, приводимые в движение часовым механизмом.
Описываемый счетчик учета раооты двигателя, например, танка дает возможность определять количество отработанных моточасов двигателя, что позволяет ориентироваться в расходе горючего и смазочногс материала и определять моторесурсы двигателя. Счетчик имеет два циферблата, на одном показаны суммарные часы работы двигателя, а на втором — работа двигателя под нагрузкой в двнжегнш.
Счетчик имеег устройство для автоматического пуска его с момента начала работы двигателя и останова при прекращении работы двигателя, lIpH этом часть счетчика, регистрирующая часы работы двигателя под нагрузкой, также автоматически включается при появлении нагрузки на двигатель и отключается при его холостом ходе.
На фиг. 1, 2 и 3 изображен описываемый счетчик; на фиг. 4 — его кулисный механизм.
Принцип работы предлагаемого прибора заключается в том, что часовой механизм 1 приводит в действие счетчики 2 и 8, отмечающие моточасы, и стрелки 4, 5, отмечающие мотоминуты. В связи с этим в конструкцию счетчика входят следующие механизмы: часовой механизм; механизм для автоматической заводки пружины часового механизма; механизмы для автоматического пуска н останова часового механизма при заводке или остановке, соответственно, двигателя танка, счетчик и стрелка, постоянно соединенные с часовым механизмом, отсчитывающие суммарные моточасы и мотоминуты двигателя; счетчик и стрелка, подключаемые к часовому механизму при работе двигателя под нагрузкой, и отключаемые при снятии цагрузкн, отсчитываю№ 81861 шие моточасы и мотоминуты работы двигателя под нагрузкой; механизм для автоматического подключения и отключения счетчика и стрелки, при возникновении или снятии нагрузки, соответственно, двигателя.
В качестве часового механизма может быть применен часовой механизм с усиленной пружиной, рассчитанной на дополнительную нагрузку. Диаметр корпуса часового механизма 80 мл, высота 30 мм, завод пружины рассчитан на 24 час. Механизм взят от обычного регистрирующего самописца.
Механизм для автоматической заводки пругкины часового механизма -;õ частей: валика б пружины часового механизма; зубчатой передачи 7; храпового колеса 8; храпового механизма
9; стопорной собачки 10; качающегося груза 11; буферной пружины
12. Подзаводка пружины происходит за счет колебаний груза, возникающих при движении танка.
Передача усилия от качающегося груза на храповой механизм происходит через буферную пружину, величина которой подбирается так, чтобы при заводке часовой пружины на 90 — 95О, дальнейшая заводка прекращалась, несмотря на продолжающиеся колебания груза.
При передаточном числе от храпового колеса к валику, равном 1:20, восстановление энергии часовой пружины происходит, как показывает расчет и эксперимент, в соотношении 4:1, т. е. за 1 час движения танка пружина получает зарядку на 4 час. Таким образом, практически, часовая пружина всегда находится в заведенном состоянии, чем обеспечивается ее максимальная работоспособность и равномерность усилия.
Пуск и ос апов часового механизма происходит путем освобождения или торможения маятника 13 часового механизма. Указанное воздействие производится при помощи мембраны 14, которая при прогибе производит поворот вокруг оси 15 рычага 16. На конце рычага имеется тонкая упругая щетка 17, которая, прижимаясь к маятнику, тормозит его. При повороте рычага на небольшой угол щетка, двигаясь по дуге большего радиуса, освобождает маятник и одновременно дает ему первоначальную раскачку. Прогиб мембраны происходит вследствие того, что при работе двигателя происходит отсасывание воздуха из-под мембраны через трубки 18, соединенные со всасывающим коллектором двигателя. После останова двигателя давление воздуха по обе стороны мембраны выравнивается, вследствие чего маятник снова затормаживается. (Аналогичный результат может быть получен при использовании сверхдавления выхлопнь;х газов, вместо разрежения линии всасывания).
Счетчики, отмечающие моточасы, смонтированы на общей планке
19, которая винтами 20 крепится к корпусу часового механизма. Каждый из счетчиков состоит из трех барабанчиков обычного типа, причем каждый из барабанчиков, отсчитывающих единицы, соединен с червячной шестеренкой 21. Шестеренки 21 получают вращение от червяков 22 и 23, причем червяк 23 левый, а 22 — правый. Ось часового механизма 24, делающая один оборот за один час, несет на себе шестеренку 25, неподвижно соединенную с ней, а также шестеренку 2б в сборе с червяком 22 и со свободно сидящей стрелкой 5 и, наконец, стрелку 4, неподвижно соединенную с осью 24. Кроме того, шестеренка 25 вращает шестеренку 27, соединенную с червяком 23. Количество зубцов червячных шестеренок вь:брано так, что за один оборот червяка (т. е. один час) каждый нз барабанчиков, отсчитывающих часы, поворачивается на одну цифоу. При работе часового механизма счетчик
2 и стрелка 4 вращаются непрерывно, а счетчик 3 и стрелк" 5 только тогда, когда осуществляется соединение шестеренок 25 и 26. Шестеренки 25, 26, 27 — однотипны по всем своим размерам.
Соединение или разъединение шестеренок 25 и 26 производится при помощи рычага 28, на котором укреплены вращающаяся шестеренка 29 и тормозное приспособление 30 из мягкого материала (резина и т. п.). При повороте рычага 28 вокруг оси 31 происходит соединение шестеренок 25 и 26 через шестеренку 29, так как все три шестеренки имеют зубцы равного шага, и с этого момента шестеренки 25 и 26 вращаются как одно целое, как и стрелки 4 и 5, при этом тормоз 80 не касается шестеренки 26. При повороте рычага 28 против часовой стрелки происходит расцепление шестеренок 25 и 26, сопровождаемое торможением шестеренки 26, а следовательно, и соединенной с ней стрелки 5 тормозом 80. Шестеренка 25 может вращаться, приводя в движение стрелку 4 и счетчик 2, что в целом будет соответствовать работе двигателя вхолостую.
Поворот рычага 28 по часовой стрелке, т. е. в сторону подключения счетчика 8 и стрелки 5, происходит под воздействием стальной струны 82, кинематически связанной с кулисой танка. При включении любой из передач, т. е. при выводе любой из тяг кулисы из нейтрального положения, штифт 83 идет кверху (наподобие поршня) и поворачивает рычаг 84 вокруг оси 35, одновременно сжимая пружины 86. При этом рычаг 84 тянет за собой струну 82 и, таким образом, производиг в конечном счете поворот рычага 28 (количество штифтов 88 равно количеству тяг кулисы, но все они воздействуют на общий рычаг 34, в зависимости от того, которая из тяг выведена из нейтрального положения). При выводе кулисы в нейтральное положение рычаг 84 освобождает струну 82, после чего пружина 87, воздействуя на упор 38, возвращает струну в прежнее положение, а пружина 89, вращая рычаг 28 против часовой стрелки, расцепляет шестеренки 25 и 26 и тормозит шестеренку 26 со стрелкой 5. Пружина 40 является буферной для предохранения нежных деталей счетчика от повреждений при переключении.
Предмет изобретения
l. Счетчик учета работы двигателя, например, танков, приводимый в движение часовым механизмом, автоматически заводимым поворотным рычагом с грузом и храповым механизмом, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью отдельного учета проработанных двигателем часов по нагрузкой, он объединен со вторым счетчиком часов, приводимым в действие от первого счетчика и включаемым органами пуска танка в ход.
2. Счетчик по п. 1, о тли ч а ю шийся тем, что механизм включения в действие второго счетчика выполнен в виде приводной минутной шестерни, свободно насаженной на оси минутной стрелки первого счетчика, и шестерни, закрепленной на той же оси, соединяемых паразитной шестерней, монтированной на рычаге, поворачнваемом подпружиненным тросом, скрепленным с рычагом, взаимодействующим с кулисой пуска танка в ход.
3. Счетчик по п. 1, отличающийся тем, что для освобождения тормозного рычага применена взаимодействующая с ним мембрана, выгибаемая под действием давления воздуха во всасывающем кол-. лекторе двигателя, № 81861
l б
1 Риз 2
"5
1
/ Р !3 ! 3 1
5.7г 3 Ъг 4Техред Л. К. Ткаченко
Редактор Н. С. Коган
Корректор M. П. Ромашова
Подп. к пс и 24!Ъ (11 — 64 ", Формат бум 70X108,,-„ Обьем 0,36 пзл, л.
Заказ 1836/1 Тираж 200 Цена б коп.
ЦНИИПИ Государственного ко.;.птета по дедам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4
Типогоа<Ьпя пп. Сапунова, 2