Гидромеханическая многоконтурнаяпередача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 18I 8922
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.04.79 (21) 2757590/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 07.04.81 (51) M. Кл.з
В 60К 17/10
Государстеенный комитет (53) УДК 629.113-585. .2 (088.8) по делам изобретений и открытий (72) Автор изобретения
В. А. Левин (71) Заявитель (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ МНОГОКОНТУРНАЯ
ПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к гидромеханическим трансмиссиям преимущественно тяжелых транспортных средств высокой проходимости с газотурбинным двигателем.
Известна гидромеханическая двухпоточная передача, содержащая гидротрансформатор и параллельные суммирующие дифференциалы, автоматически включаемые с помощью муфты свободного хода, жестко связанные одним ведущим звеном с насос- 1р ным колесом гидротрансформатора, а другим — с его турбинным колесом и соединенные ведомым звеном через муфту свободного хода с выходным валом передачи (1). По мере разгона двигателя в такой передаче, последовательно чередуясь между собой, образуются ступени передачи: на каждом одном включенном контуре — основная и на каждых двух смежных по порядку включенных контурах — промежуточная.
Известна также гидромеханическая двухпоточная многоконтурная передача с одинаковыми кинем атическими и тяговодинамическими характеристиками, в которой муфты свободного хода установлены между турбинным колесом гидротрансформатора и одним из ведущих звеньев каждого дифференциала, ведомое звено последнего жестко связано с выходным валом передачи .(2).
Однако в такой передаче муфты свободного хода разгружены лишь от статического момента и только в заклиненном состоянии, период которого составляет меньшую часть общего времени работы муфт в передаче.
Цель изобретения — снижение износа муфт свободного хода без изменения характеристик передачи путем разгрузки их от ударных нагрузок при заклинивании-расклинив анин и уменьшение относительной пробуксовки их обойм в расклиненном состоянии.
Для этого в гидромеханической многоконтурной передаче транспортного средства, содержащей гидротрансформатор, насосное и турбинное колеса последнего соединены с редукторами, управляемые с помощью муфт свободного хода параллельно расположенные суммирующие дифференциалы, каждый из которых имеет два ведущих звена и одно ведомое, связанное с выходным валом передачи, муфты установлены между одним из ведущих звеньев. дифференциалов и редукторами, соединенными с насосным колесом гидротрансформатора, при этом другие ведущие звенья
818922 Puz /
Составитель В. Ухин
Рлг. Е дифференциалов через соответствующие редукторы связана с турбинным колесом гидротрансформатора.
На фиг. 1 показана предлагаемая передача; на фиг. 2 — кинематическая схема передачи с четырьмя ступенями.
Дифференциалы 1 4 передачи выполнены, например, в виде планетарных рядов с внешне-внутренним зацеплением. Первые ведущие звенья дифференциалов — коронные шестерни планетарных рядов — через односторонние муфты свободного хода 5 — 8 одинакового направления, индивидуальные редукторы 9 — 12 и входной вал 13 связаны с насосным колесом 14 гидротрансформатора. Вторые ведущие звенья дифференциалов — солнечные шестерни планетарных рядов — через общие редукторы 15 и 16 соединены с турбинным колесом 17 гидротрансформатора. Ведомые звенья дифференциалов — водила планетарных рядов— с выходным валом 18 передачи.
Автоматическое переключение ступеней
1 — IV в точках характеристик с наивысшим рабочим диапазоном непрерывного регулирования обеспечивается выбором модуля планетарных рядов и передаточных отношений редукторов 9 — 12 и 15 и 16. По мере разгона машины раздельно и попарно включенные муфты свободного хода 5 — 8, последовательно чередуясь, образуют основные двухпоточные и промежуточные четырехпоточные ступени передачи. При замедлении машины ступени автоматически переключаются в обратном порядке. При соответствующих условиях вождения обеспечивается автоматический режим обгона (движение накатом).
Предлагаемая передача снижает частицу циклов расклинивания муфт свободного хода при автоматическом чередовании тягового режима и режима обгона, что умень5 шает ударные нагрузки на муфты, снижает относительные обороты пробуксовки обойм муфт в расклиненном состоянии в среднем в 3 раза на низших и в 2 раза на высших ступенях передачи и увеличивает период
10 статической разгрузки муфт. Это повышает долговечность муфт свободного хода.
Формула изобретения
Гидромеханическая многоконтурная пе15 редача транспортного средства, содержащая гидротрансформатор, насосное и турбинное колеса последнего соединены с редукторами, управляемые с помощью муфт свободного хода параллельно расположен20 ные суммирующие дифференциалы, каждый из которых имеет два ведущих звена и одно ведомое, связанное с выходным валом передачи, отличающаяся тем, что, с целью снижения износа муфт свободного хода без изменения характеристик передачи, муфты установлены между одним из ведущих звеньев дифференциалов и редукторами, соединенными с насосным колесом гидротрансформатора, при этом другие ве30 дущие звенья дифференциалов через соответствующие редукторы связаны с турбинным колесом гидротрансформатора.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
35 1. Авторское свидетельство СССР № 399403, кл. В 60К 17/ 10, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 510397, кл. В 60К 17/10, 1973 (прототип).
Редактор М. Стрельникова Техред И. Заболотнова
Корректор Н. Федорова
Заказ 634/6 Изд. № 271 Тираж 749 Подписное
НПО «Поиск»
Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, K-35, Раушская наб.. д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2