Устройство управления электро-двигателем постоянного toka колесноготранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (») SI 8929

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.02.78 (21) 2580537/24-11 с присоединением заявки № (51) М. Кл.3

В 60L 15/20

ГосУдаРственный комитет (23) Приоритет лам и3обретеиии (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (53) УДК 621.337.41 и В. А. Королев (71) Заявитель Рижский ордена Ленина электромашиностроительный завод (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

ПОСТОЯННОГО ТОКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА

Изобретение относится к устройствам управления тяговым электродвигателем постоянного тока колесного транспортного средства преимущественно с питанием от собственного источника энергоснабжения, например электропогрузчиков, электромобилей.

Известно устройство для управления электродвигателем постоянного тока колесного транспортного средства, содержащее тиристорный прерыватель, включенный в цепь питания электродвигателя, шунтированного обратным диодом, генератор импульсов, выход которого подключен к управляющему входу тиристорного прерывателя, а вход — через узел временной задержки к датчику положения педали акселератора, другой выход узла временной задержки подключен ко входу узла контроля превышения напряжения, выход которого соединен с одним из входов элемента И, датчик падения напряжения, вход которого подключен к тиристорному прерывателю, параллельно которому включен замыка,сщий контакт, управляемый электромагнитной катушкой, а один из выходов — ко входу узла контроля превышения интервала проводимости прерывателя, замыкаемый контакт которого включен в цепь питания электродвигателя, и ключевой элемент (1).

При нормальном функционировании тиристорного прерывателя частота его коммутации пропорциональна напряжению на выходе узла временной задержки. Поэтому

5 сигнал на выходе узла контроля превышения частоты коммутации прерывателя может появиться только при условии, во-первых, превышения заданного напряжения на выходе узла временной задержки и, во)0 вторых, нормального функционирования прерывателя. В известном устройстве выполнение первого условия проверяется узлом контроля превышения заданного напряжения, а второго — датчиком падения

15 напряжения совместно с узлом контроля превышения интервала проводимости прерывателя.

Если прерыватель не запускается (отсутствует его проводимость), сигнал на выходе

20. датчика падения напряжения отсутствует, так как напряжение на его выходе велико.

В другом случае неисправности прерывателя, при котором интервал его проводимости превышает допустимое значение, узел конт25 роля превышения упомянутого интервала размыкает цепь питания электродвигателя независимо от значения сигнала на выходе элемента И. Поскольку контроль превышения частоты коммутации, согласно вышеиз30 ложенному, может быть сведен к контролю

818929 превышения напряжения на выходе узла временной задержки и контролю функционирования прерывателя ввиду того, что эти функции в известном устройстве выполняются помимо узла контроля превышения частоты коммутации прерывателя, последний излишен.

Целью изобретения является упрощение устройства.

Указанная цель достигается тем, что другой выход датчика падения напряжения соединен со вторым входом элемента И, а ключевой элемент включен в цепь питания электромагнитной катушки и выполнен на тиристоре с выключающим контактом, механически связанным с педалью акселератора, причем управляющий электрод тиристора подключен к выходу элемента И.

На фиг. 1 приведена электрическая схема устройства управления электродвигателем постоянного тока колесного транспортного средства; на фиг. 2 — вариант принципиальной электрической схемы, совмещающей функции узла контроля превышения напряжения и элемента И.

Устройство содержит тиристорный прерыватель 1, включенный в цепь питания электродвигателя с якорной обмоткой 2 и обмоткой 3 возбуждения, шунтированного обратным диодом 4, генератор 5 импульсов, подключенный входом через узел 6 временной задержки, соединенный с узлом 7 контроля превышения напряжения, выход которого соединен с элементом 8 И. Узел 6 соединен также с датчиком 9 положения педали акселератора 10. Устройство содержит также замыкающий контакт 11, управляемый электромагнитной катушкой 12, узел

13 контроля превышения интервала проводимости прерывателя с замыкаемым контактом 14 подключен к датчику 15 падения напряжения, а также содержит тиристор 16 и выключающий контакт 17. Кроме того, устройство включает однопереходный транзистор 18, резисторы 19, 20, 21, 22 и 23, конденсатор 24 и транзистор 25 типа и-р-и (фиг. 2).

Напряжение на выходе датчика 9, задержанное во времени узлом 6, определяет коэффициент заполнения импульсов на выходе генератора 5, а следовательно, и коэффициент заполнения импульсов прерывателя 1. При нормальной коммутации прерывателя 1 интервал его проводимости не превышает определенную величину. Той же величиной ограничена длительность импульса датчика 15, соответствующая интервалу проводимости прерывателя 1. При этом узел 13, настроенный на указанный выше предельный интервал, обеспечивает замкнутое состояние контакта 14, и на электродвигатель подается напряжение, среднее значение которого пропорционально коэффициенту заполнения импульсов прерывателя 1.

Скорость вращения электродвигателя опреЭмиттер транзистора 18 через резистор 19 . подключен к выходу узла 6 и через кон30 денсатор 24 — к отрицательному потенци40

5

60 деляется средним значением приложенногб напряжения.

Для получения максимальной скорости педаль акселератора 10 должна быть нажата до конца. При этом контакт 17 замыкает свои контакты, обеспечивая питание тиристора 16, напряжение на выходе датчика 9 и узла 6 превышает заданное значение, благодаря чему на выходе узла 7 появляется сигнал, поступающий на вход элемента И

8. В интервале проводимости тиристорного прерывателя на выходе датчика 15 появляется сигнал, поступающий на второй вход элемента И. При одновременном наличии сигналов на обоих входах упомянутого элемента на его выходе появляется сигнал, включа.сщий тиристор 16, который обеспечивает питание электромагнитной катушки

12, замыкание контакта 11, а также блокирование входа узла контроля превышения интервала проводимости тиристорного прерывателя. Последнее позволяет избежать размыкания контакта 14 при замыкании контакта 11. При замыкании последнего скорость вращения электродвигателя максимальна. алу. Первая база транзистора 18 через резистор 21 подключена к коллектору транзистора 25, который в свою очередь через резистор 20 подсоединен к положительному потенциалу, а вторая база транзистора 1S подключена к управляющему электроду тиристора 16 и через резистор 22 — к отрицательному потенциалу. База транзистора

25 через резистор 23 подключена к выходу датчика 15, а эмиттер этого транзистора подключен к отрицательному потенциалу.

При отсутствии сигнала на выходе датчика

15 транзистор 25 находится в режиме отсечки, ток, протекающий через резистор 20, очень мал и междубазовое напряжение транзистора 18 практически равно напряжению источника. В этом случае порог отпирания транзистора 18 больше максимального напряжения на выходе узла 6 и сигнал включения на управляющем электроде тиристора 16 отсутствует. Когда прерыватель

1 переходит в состояние проводимости, на выходе датчика 15 возникает положительный перепад напряжения, переводящий транзистор 25 в режим насыщения. Коллекторный ток этого транзистора, протекая по резистору 20, создает на нем падение напряжения. При этом напряжение между базами транзистора 18, а следовательно, и его порог отпирания снижаются до величины, при которой при наличии на выходе узла временной задержки заданного напряжения упомянутый транзистор отпирается.

Предлагаемое устройство, сохраняя функциональные возможности известного, содерЙЗЭ29

Формула изобретения фиг 1

4иг. 2

Составитель Л. Резникова

Техред И. Заболотнова

Корректоры: О. Тюрина и Л. Орлова

Редактор В. Большакова

Заказ 634/13 Изд. № 271 Тираж 749 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 7Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2 ййт мейьше элементов и, следовательно, дешево.

Устройство управления электродвигате- 5 лем постоянного тока колесного транспортного средства, содержащее тиристорный прерыватель, включенный в цепь питания электродвигателя, шунтированного обратным диодом, генератор импульсов, выход 10 которого подключен к управляющему входу тиристорного прерывателя, а вход — через узел временной задержки к датчику положения педали акселератора, другой выход узла временной задержки подключен к 15 входу узла контроля превышения напряжения, выход которого соединен с одним из входов элемента И, датчик падения напряжения, вход которого подключен к тиристорному прерывателю, параллельно которому 20 включен замыкающий контакт, управляемый электромагнитной катушкой, а один из выходов — ко входу узла контроля превышения интервала проводимости прерывателя, замыкаемый контакт которого включен в цепь питания электродвигателя, и ключевой элемент, отличающееся тем, что, с целью упрощения устройства, другой выход датчика падения напряжения соединен со вторым входом элемента И, а ключевой элемент включен в цепь питания электромагнитной катушки и выполнен на тиристоре с выключающим контактом, механически связанным с педалью акселератора, причем управляющий электрод тиристора подключен к выходу элемента И.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Проспект фирмы «Still Esslingen. SE

Fahrzeugwerke, GmbH, Hamburg, 1973.