Корпус судна ледового плавания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН И Я
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«i> 8I8948
Со1оа Советских
Социалистических
Реслублик (61) Дополнительное к авт. свид ву— (22) Заявлено 0).03.79 (21) 2761325/27-11 с присоединение заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 09.04.81 (51) М.Кл.з В 63 В 3/14
В 63 В 35/08
Государственный комитет ссСР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 629.124.791. .2.002.54 (088.8) (72) Автсиры мзобр етевия
А. Г. Мещеряков и В. М. Шевцов! ! (71) Заявитель с
А, А (54) КОРПУС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ
Изобретение относится к судостроению и касается конструирования корпусов судов ледового плавания.
Известен корпус судна ледового плавания, содержащий днище, продольные и поперечные переборки, палубы и борта, выполненные из наружной обшивки с участками ледового пояса и подкрепленные шпангоутами и бортовыми стрингерами (1).
Недостаток корпуса заключается в низкой прочности корпуса и высокой трудности постройки.
Цель изобретения — повышение прочности корпуса и уменьшение трудоемкости постройки.
Для этого он выполнен с горизонтальными платформами с настилами, установленными между бортами и продольными переборками, а поперечные переборки снабжены шельфами с поясками, установленными в плоскости горизонтальных платформ, при этом настилы горизонтальных платформ выполнены проницаемыми и снабжены шпигатами и вырезами.
Кроме того, пояски и шельфы с прилегающими к последним участками поперечных переборок на уровне ледового пояса выполнены утолщенными, при этом утолщенный участок поперечной переборки снабжен интеркостельным горизонтальным ребром жесткости.
Горизонтальные платформы снабжены утолщенными палубными стрингерами, а каждый второй шпангоут снабжен утолщенной кницей, толщина которой превышает толщину стенки шпангоута.
На фиг. 1 по!каза!н пла!н описываемого корпуса; на фиг. 2 — мидель-шпангоут
1О (сечение по основному шпангоуту); на фиг.
3 — сечение по промежуточному шпангоуту; на фиг. 4 — участок горизонтальной платформы в районе поперечной переборки описываемого корпуса; на фиг. 5 — борто15 вой разносящий стрингер; на фиг. 6 — сечение по вертикальной стойке поперечной переборки.
Средняя часть 1 корпуса судна ледового
20 плавания образована бортами 2, днищем 8, продольными переборками 4, поперечными переборками Б, верхней (главной) палубой
6 и простирается по длине судна от начала цилиндрической вставки до носовой попе25 речной переборки 7 машинного отделения.
Между переборками 4 и 5 расположены грузовые трюмы 8. Продольные переборки
4, поперечные переборки 5, борта 2 и нижняя палуба 9 ограничивают бортовые балластные отсеки 10.
818948
Трюм 8 показан загруженным лихтерами 11, а другой — контейнерами 12.
Верхняя палуба 6 и днище 8 выполнены по продольной системе набора, борта 2 и продольные переборки 4 — по поперечной 5 системе набора.
Борт 2 образован обшивкой 18 и подкреплен разносящими бортовыми стрингерами 14 и основными и промежуточными шпангоутами 15. 10
В районе ледового пояса 16 установлена горизонтальная ледовая платформа 17.
Ниже установлена еще одна горизонтальная платформа 18 аналопичной конструкции. l5
Платформа 17 содержит палубный стрингер 19 и подкреплена бимсами 20. Эти же бимсы 20 установлены на платформе
18
Грузовая ватерлиния 21, а балластная ва 20 тсрлиния 2. Высота ледового пояса 16 задается от ватерлиний 21 и 22 в соответствии с правилами классификационных обществ.
При увеличении высоты пояса 16, например, на ледоколах, должно быть установлено 25 дополнительное количество платформ 17.
На переборках 5 и в плоскости палубы
9 и платформ 17 и 18 установлены горизонтальные шельфы 28 и усиленный горизонта":üíûé шельф 24, выполненные в виде ба- З0 лок таврового профиля. Свободный поясок
25 шельфа 24 выполнен утолщенным. Участок переборки 5, расположенный между переборками 4, состоит из обшивки 26, вертикальных стоек 27 и шельфов 28 и 24.
Участок 28 обшивки 26,,прилегающий к шельфу 24, выполнен усиленным, также па нем установлены интеркостельные горизонтальные ребра жесткости 29. Размеры горизонтальной стенки шельфа 24, его пояска 40
25, p " 0Tn 28 OGIllHBKH 26, число H профи 7b ребер жесткости 29 определяются из расчета устойчивости стержня, образованного этп ли элементами, при действии ледовых нагрузок. 45
Стрингеры 14 расположены в районе пояса 16 и соединены со шпангоутами 15 гри помощи накладных заделок 80. Опорные сечения стрингеров 14 у переборок 5 подкреплены кницама 81. 50
Промежуточные шпангоуты 15, т. е. .ппангоуты, расположенные посредине шпации поперечного набора, соединены с палубой 9 и платформами 17 и 18 при помощи ребер жесткости 82 книц 88, толщина ко- 55 торых превышает толщину стенок шпангоутов 15.
Основные шпангоуты 15 соединены с бимсами 20 при помощи книц с фланцами
84. 60
Как платформа 17, так и платформа 18 могут быть выполнены проницаемыми со шпигатами 85 любой формы и вырезами 86 для перетока жидкого балласта или топлива.
Корпус судна используется следующим образом, При воздействии ледовых нагрузок, возникающих как при ледовом сжатии, так и при движении судна во льдах (особенно на циркуляции), шпангоуты 15 передают нагрузку в основном на платформу 17. Некоторая часть нагрузки воспринимается нижней палубой 9 и платформой 18. Платформа 17 передает нагрузку на шельф 24. Ледовая прочность судна обеспечивается до момента потери устойчивости шельфа 24.
Это обстоятельство объясняет необходимость значительного увеличения размеров пояска 25 шельфа 24 и прилегающего участ«а 28 обшивки 26 переборки 5. Высота (размер по горизонтали) шельфа 24 ограничена из условия размещения лихтеров 11 плн контейнеров 12 в грузовых трюмах 8.
При восприятии ледовой нагрузки стрингеры 14 выравнивают распределение нагрузки между шпангоутами 15 и обеспечивают их плоскую форму изгиба.
Платформы 17 и 18 представляют собой балки, подкрепленные бимсами 20 и имеющие своими присоединенными поясками ледовый пояс 16 или обшивку 18 борта 2 и обшивку переборки 4, поэтому и прочность и жесткость платформ 17 и 18 достаточно высоки даже при восприятии таких высоких нагрузок, как ледовые.
Формула изобретения
1. Корпус судна ледового плавания, содержащий днище, продольные и поперечные переборки, палубы и борта, выполненные из наружной обшивки с участком ледового пояса и подкрепленные шпангаутами и бортовымн стрингерами, отличающийся тем, что, с целью повышения прочности и уменьшения трудоемкости постройки, он выполнен с горизонтальными платформами с настилами, установленными между бортами и продольными переборками, а поперечные переборки снабжены шельфами с поясками, установленными в плоскости горизонтальных платформ, при этом настилы горизонтальных платформ выполнены проницаемыми и снабжены шпигатами и вырезами.
2. Корпус по п. 1, отличающийся тем, что пояски и шельфы с прилегающими к последним участками поперечных переборок па уровне ледового пояса выполнены уточщенными, при этом утолщенный участок поперечной переборки снабжен интеркостельным горизонтальным ребром жесткости.
3. Корпус по и. 1, отличающийся тем, что горизонтальные платформы снабкены утолщенными палубными стрингерами, а каждый второй шпангоут снабжен утолщенной кницей, толщина которой превышает толщину стенки шпангоута.
818948
Источник информации, принятый во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 3665886, кл. 114-73, опублик. 1970 (прототип).
818948 б фиг b
Составитель Б. Даньшин
Техред И. Заболотнова
Редактор В. Большакова
Корректор С. Файн
Заказ 42 1/356 Изд. № 294 Тираж 497 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»