Система управления рулевой машиной

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

111181896I

ОП ИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Йоюз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.05.79 (21) 2761030/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (45) Дата опубликования описания 07.04.81 (51) М. К .

В 63Н 25/04

Государственный комитет

СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 629.12.014.6 (088.8) " л I (72) Авторы изобретения Ю. А. Пайко, Д. Н. Мордовченко, Л. Г. Панякин и Б. С. Неуюзберг,; =-.С (71) Заявитель (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РУЛЕВОЙ МАШИНОЙ

Изобретение относится к судостроению, в частности к системам управления рулевыми машинами.

Известна система управления рулевой машиной, содержащая формирователь за- 5 кона управления, электрически соединенный со входом сумматора, исполнительное устройство, управляющее рулевой машиной, механически связанной с датчиком обратной связи, который электрически связан 10 с другим входом сумматора (1).

Недостатком системы управления рулевой машиной является отсутствие универсальности, так как она предназначена только для управления определенным ти- 15 пом рулевых машин.

Цель изобретения — расширение области применения системы.

Для этого в нее введены последовательно электрически соединенные усилитель-огра- 20 ничитель, фазочувствительный усилитель, управляемый модулятор с корректором, связанный через переключатель вида выходного напряжения со входом преобразователя выходного напряжения, выход ко- 25 торого электрически подключен к исполнительному устройству, а также генератор импульсов, связанный электрически с другим входом управляемого модулятора, причем вход усилителя-ограничителя электрически подключен к выходу сумматора.

Кроме того, преобразователь выходного напряжения выполнен из двух групп тиристоров, включенных встречно-параллельно.

На чертеже представлена схема системы управления рулевой машиной.

Система состоит из последовательно подключенных формирователя закона управления 1, сумматора 2, усилителя-ограничителя 3, фазочувствительного усилителя 4, управляемого модулятора 5, переключателя вида выходного напряжения 6, преобразователя выходного напряжения 7, исполнительного устройства 8, управляющего рулевой машиной 9, механически связанной с баллером руля 10 и датчиком обратной связи 11, выход которого соединен с другим входом сумматора, а также генератор импульсов 12, электрически связанный с управляемым модулятором 5 с корректором.

Формирователь закона управления 1 служит для выработки сигналов, пропорциональных углу, скорости (производной) и интегралу угла отклонения судна от заданного курса. Сумматор 2 суммирует сигналы от формирователя закона управления 1 и датчика обратной связи 11. Усилительограничитель предназначен для усиления и

818961 ограничения по амплитуде сигналов, поступающих от сумматора 2. Фазочувствительный усилитель 4 преобразует переменное напряжение с усилителя-ограничителя 3 в постоянное напряжение определенной полярности в зависимости от фазы входного напряжения.

Управляемый модулятор 5 с корректором преобразует постоянное напряжение с фазочувствительного усилителя 4 в серию импульсов определенной формы и фазы, причем фаза импульсов может регулироваться корректором, а частота импульсов задается генератором импульсов 12. Переключатель вида выходного напряжения 6 управляет порядком работы тиристоров преобразователя выходного напряжения 7. Исполнительное устройство 8 управляет работой рулевой машины 9, механически связанной с баллером руля 10 и датчиком обратной связи 11.

Работа системы управления рулевой машиной осуществляется следующим образом.

При изменении курса судна формирователь закона управления 1 вырабатывает сигнал, пропорциональный углу скорости (производной) и интегралу угла отклонения судна от заданного курса, который через сумматор 2 поступает на усилитель-ограничитель 3 и после усиления и ограничения по амплитуде выпрямляется фазочувствительным усилителем 4 в напряжение определенной полярности в зависимости от направления отклонения судна от заданного курса и преобразуется управляемым модулятором 5 с корректором в серию импульсов определенной формы и фазы, причем фаза импульсов регулируется корректором, а частота импульсов задается генератором импульсов 12.

С управляемого модулятора 5 с корректором 11 импульсы через переключатель вида выходного напряжения 6 поступают на входы преобразователя выходного напряжения 7, в котором питающее напряжение преобразуется в зависимости от положения переключателя 6 в напряжение постоянного тока определенной полярности или напряжение переменного тока определенной фазы определяемой направлением отклонения судна от заданного курса.

Выход преобразователя выходного напряжения 7 электрически связан с исполнительным устройством 8, управляющим работой рулевой машины 9, которая начнет перекладывать баллер руля 10 и механиче5 скн связанный с ним датчик обратной связи 11 на угол, необходимый для возвращения судна на заданный курс. Руль будет перекладываться до тех пор, пока сигнал обратной связи с датчика 11 не станет рав10 ным сигналу формирователя закона управления 1.

Введение в систему управления рулевой машиной усилителя-ограничителя, фазочувствительного усилителя, управляемого мо15 дулятора с корректором, переключателя вида выходного напряжения, преобразователя выходного напряжения и генератора импульсов позволяет расширить область применения системы управления для различ20 ных рулевых машин и сделать ее универсальной.

Формула изобретения

1. Система управления рулевой машиной, 25 содержащая формирователь закона управления, электрически соединенный со входом сумматора, исполнительное устройство, управляющее рулевой машиной, механически связанной с датчиком обратной связи, коЗ0 торый электрически связан с другим входом сумматора, отл ич а юща яся тем, что, с целью расширения области применения системы, в нее введены последовательно электрически соединенные усили35 тель-ограничитель, фазочувствительный усилитель, управляемый модулятор с корректором, связанный через переключатель вида выходного напряжения со входом преобразователя выходного напряжения, вы40 ход которого электрически подключен к исполнительному устройству, а также генератор импульсов, связанный электрически с другим входом управляемого модулятора, причем вход усилителя-ограничителя элек45 трически подключен к выходу сумматора.

2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что преобразователь выходного напряжения выполнен из двух групп тиристоров, включенных встречно-параллельно.

50 Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Хо 483305, кл. В 63Н 25/04, 1973.

818961

Составитель И. Скуратович

Редактор В. Большакова Техред И. Заболотнова Корректор А. Овчинникова

Заказ 522/15 Изд. Ма 262 Тираж 497 Подписное

НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, 5Ê-35, Раушская наб., д. 4/5

Типография, пр. Сапунова, 2