Гидромеханический ходоуменьшительдля землеройной машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

lÄ,819285

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН Ия

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 24.01.79 (21) 2717740/20-03 с присоединением заявки №вЂ”

1 (23) Приоритет— (51) М. Кл, з

Е 02 F 9/22, В 60 К!7/10

Геаударстаеннмй камитет

СССР

Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13 (53) УДК 629.114..2 (088.8) до делам изобретений и открытий

Дата опубликования описания 17.04.81

А. И. Тархов, H А. Харитонов, И. П. Павлов, Е.„"А. Крюков, Л. И. Голик, П. А. Гриценок и В. С. Р цдер йНаучно-производственное объединение землеройного ашиф)дроення, - Й. "

Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР (72) Авторы изобретения (71) Заявители (54) ГИДРОМЕХАНИЧЕСКИИ ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ.

ДЛЯ ЗЕМЛЕРОЛНОЙ МАШИНЫ

Изобретение относится к области самоходных землеройных машин, а именно к гидромеханическим ходоуменьшителям.

Известен ходоуменьшитель, содержащий входной и выходной валы, трхэлементный планетарный ..механизм, один элемент которого соединен с входным валом, а второй— с выходным валом, устройство, соединяющее между собой два элемента планетарного механизма, и гидрообъемный тормоз, выполненный в виде гидромашины с дроссельным регулированием, причем он снабжен механизмом, выполненным в виде связанной с третьим элементом перемещаемой в осевом направлении шестерни, вводимой в зацепление с шестерней привода гидромашины или с закрепленным на корпусе редуктора зубчатым венцом (1).

Недостатком указанного ходоуменьшителя является большие потери мощности.

Известен гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины, вклЮчающий трехзвенный дифференциал с входным звеном, связанным с двигателем и выходным звеном, связанным с движителем, основную объемную гидромашину, соединенную валом с регулируемым звеном дифференциала. дополнительную гидромашину, связанную валом с двигателем, регулятор потока и гидрораспределитель (2).

Недостатком рассмотренного гидромеханического ходоуменьшителя является ограниченный диапазон регулирования скорости.

Цель изобретения — расширение диапазона регулирования скорости рабочего хода машины.

Указанная цель достигается тем, что ре® гулятор потока подключен к основной гидромашине, а направляющий гидрораспределитель установлен между напорной гидролинией основной гидромашины и гидролиниями дополнительной гидромашины и выполнен трехпозиционным для соединения в первой позиции напорной гидролинии основной гидромашины с одной из гидролиний дополнительной, во второй — гидролинией дополнительной гидромашины между собой и со сливом, а в третьей — напорной

20 гидролинии основной гидромашины с другой гидрол и н пей дополнительной гидромашины. Кроме того. гидромеханический хо доуменьшнтель снабжеll зуочатой муфтой, 819285

10 связанной с входным звеном дифференциала и установленной на валу основной гидромашины для соединения входного звена с корпусом дифференциала, и шестерней, установленной на валу основной гидромашины для соединения входного звена с корпусом дифференциала, и шестерней, установленной на валу дополнительной гидромашины для соединения входного звена с двигателем.

На фиг. 1 изображен гидромеханический ходоуменьшитель; на фиг. 2. 1 — 2. 5 планы скоростей трех звеньев дифференциала ходоуменьшителя в различных диапазонах регулирования скорости.

Двигатель трансмиссии 1 через коробку перемены передач (КПП) 2, соединительную муфту 3 и зубчатую пару 4, 5 соединен с валом 6, на котором подвижно установлена шестерня 7. Она зацепляется с входным звеном дифференциального механизма эпициклической шестерней 8 и может быть выведена из зацепления при продольном смещении на валу 6. Выходным звеном дифференциала является водило 9, соединенное с помощью муфты 10 с промежуточным валом коробки перемены передач.

Регулируемое звено включает солнечную шестерню 11, соединенную валом с основной объемной нерегулируемой гидром ашиной 12. Дополнительная объемная нерегулируемая машина 13 связана с КПП и с входным звеном эпи циклической ше< терней 8.

Имеется направляющий гидрорасп1.еделитель 14, регулятор потока 15, предохранительный клапан 16 и гидробак 17.

Гидромашина 13 подключена к гидрораспределителю 14 гидролиниями 18 и 19.

Гидромашина 12 соединена с гидрораспределителем 14 гидролинией 20, а с гидробаком — гидролинией 21. Гидролиния 22 соединяет гидробак 17 с гидрораспределителем 14.

На эпициклической шестерне 8 выполнен зубчатый венец 23 под зубчатую муфту 24, которая входит в зацепление с зубчатым венцом 25 на неподвижном корпусе ходоуменьшителя.

Работает гидромеханический ходоуменьшитель следующим образом.

Энергия от двигателя 1 через коробку перемены передач 2 и зубчатую пару 4, 5 передается к валу, 6, с которым связана гидромашина 13. Она имеет постоянное направление и частоту вращения в трех режимах работы а, б, в ходоуменьшителя.

Режим а соответствует смещению гидрораспределителя 14 в крайнее левое положение. При этом на валу 6 происходит разделение мощности на два потока: одна часть мощности передается к дифференциалу через механическую передачу 7, 8, а другой поток мощности работает в режиме насоса и по гидролиниям 22, 19 закачивает го

Зо

5S жидкость из гидробака 17, и по гидролиниям 18 подает к основной гидромашине 12, работающей в режиме гидромотора.

Как показано на плане скоросей звеньев дифференциала (фиг. 2.1), режима а характеризуется тем, что входное и регулируемое звенья дифференциала — эпициклическая шестерня 8 и солнечная шестерня 11 вращаются в одном направлении. Скорости звеньев обозначены:

Чэ — линейная скорость точки на делительной окружности эпициклической шестерни 8, она постоянна по величине и направлению во всех

„трех режимах;

V — максимальная линейная скорость солнечной шестерни 11; еммн

V,— максимальная линейная скорость водила 9.

Главное изменение скорости осуществляется регулятором потока 15, через который часть рабочей жидкости отводится на слив. При этом, скорость Y " уменьшается до нуля, как показано пунктиром.

Минимальная скорость водила в пежимеа

Ч» равна, примерно, 2/3 Я""

Такая же скорость водила 9 может быть получена при закрытом регуляторе потока 15 и среднем положении гидрораспределителя 14, соответствующем режиму б (фиг. 2.2). Это максимальная скорость водила в режиме б, где V ™" = г

В этом режиме гидролинии дополнительной гидромашины 13 соединены между собой и со сливом. Гидромашина 12 выполняет функцию гидротормоза. При открытии регулятора потока 15 гидромашина 12 работает в режиме насоса, крутящий момент на ее валу определяется перепадом давления на регуляторе потока N..

Солнечная шестерня 11 вращается в сторону, противоположную ее вращению в режиме а. При открытии регулятора потока 15 на определенную величину скорость водила будет минимальной для режима б и равной 1/3 7"""" . Направление вращения водила сохранится прежним.

Смещение гидрораспределителя 14 в крайнее правое положение обеспечивает режим работы в. При закрытом регуляторе потока 15 будет получена скорость водилаV "4"" =Ч " (фиг. 2.3). В этом случае гидромашина 12 работает в режиме насоса так же, как и в режиме б, только нагрузкой является гидромашина 13, имеющая постоянную частоту вращения и постоянный рабочий объем и являющаяся в этом случае гидротормозом. Расход объемной нерегулируемой гидромашины 12 ограничен пропускной способностью объемной нерегулируемой гидромашины 13. С ростом нагрузки на движителе 26 гидромашина 12 начинает повышать свою частоту вращения, что приводит к увеличению ее расхода и росту давления в гидролинии 20. При

819285 том увеличивается момент на солнечной шестерне 11 и, следовательно, на водиле 9.

Землеройная машина продолжает двигаться с прежней скоростью, но при большей нагрузке в трансмиссии. В этом режиме можно с помощью регулятора потока 15 понизить скорость водила 9 до нуля, т. е. до полной остановки машины.

Во всех трех режимах работы ходоуменьшителя величина давления в гидролинии 20, а также момент на солнечной шестерне 11. ограничены настройки предохранительного клапана 16.

Для получения реверса водила 9 и заднего хода машины шестерня 7 выводится из зацепления с эпициклической шестерней 8. Зубчатая муфта 24 смещается вправо и входит в зацепление с зубчатым венцом 25, соединяя эпициклическую шестерню 8 с неподвижным корпусом дифференциала.

Если гидрораспределитель 14 находится в положении а, то гидромашина 13 работает как насос, а гидромашина 12 — как гидромотор. Скорость солнечной шестерни равна V (фиг. 2.4). При переводе гидрораспределителя 14 в положение в направление вращения гидромашины 12 изменяется на противоположное, т. е. V = р, и скорость родила также меняется по направлению Vð . Таким образом, получается реверс выходного звена ходоуменьшителя и задний ход машины.

При использовании трех режимов, получаемых с помощью переключения гидрораспределителя 14 и двух режимов при переключении муфть1 23, расширяется общий диапазон регулирования скорости передвижения землеройной машины (фиг. 2.5).

Формула изобретения

1. Гидромеханический ходоуменьшитель для землеройной машины, включающий трехфазный дифференциал, вхолное звено которого связано с двигателем, а выходное с движителем, основную объемную нерегулируемую гидромашину, связанную с регулируемым звеном дифференциала, дополнительную объемную нере улируемую гидромашину, связанную с регулируемым звеном дифференциала, дополнительную объемную нерегулируемую гидрома шину, связанную с входным звеном, регулятор потока и на10 правляющий гидрораспределитель, отличающийся тем, что, с целью расширения диапазона регулирования скорости рабочего хода машины, регулятор потока подключен к основной гидромашине, а направляющий гидрораспределитель установлен между напорной линией основной гидромашины и гидролиниями дополнительной гидромашины и выполнен трехпозиционным для соединения в первой позиции напорной гидролинии основной гидромашины с одной из гидролиний дополнительной, во второй гидролинией дополнительной гидромашины между собой и со сливом, а в третьей напорной гидролинии основной гидромашины с другой гидролинией дополнительной гидромашины.

2. Гидромеханически и ходоуменьшитель по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен зубчатой муфтой, связанной с входным звеном дифференциала и установленной на ва лу основной гидромашины для соединения входного звена с корпусом дифференциала, и шестерней, установленной на валу дополнительной гидрома шины для соединения входного звена с двигателем.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

l. Авторское свидетельство СССР № 217975, кл. В 62 D 10/02, 1966.

2. А втор с кое с в идетел ьство С СС P № 482334, кл. В 60 К 17/1О, 1972 (прототип) .

819285

Составитель А. Молитвин

Техред А. Бойкас . Корректор М.Шароши

Тираж 693 Подписное

Редактор Т, Авдейчик

Заказ 833/2

ВНИИПИ. Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1! 3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4