Устройство для подачи каротажногоснаряда b скважину
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И Е («)819316
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К .АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Севетскнк:
Сецмалмст мне скин
- республмк (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 23.06.75 (21) 2147126/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (51) M. Кл.
Е 21 В 47/00
ГаеудлрстаеныИ камнтет
СССР ю илам наабретеннй н еткрытнй (23) Приоритет—
Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 17.04.81 (53) УДК 622.241 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. Д. Долонин, Л. А. Овчинников и А. СрТсрехин
1; .Р
/ <,!." 1, (71) Заявитель с !" 5
У ;,,1
/ (54) УСТРОЛСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ КАРОТАЖНОГО
СНАРЯДА В СКВАЖИНУ
Изобретение относится к геофизическим исследованиям в скважинах, пробуренных из подземных горных выработок, н может быть использовано для замера глубин скважин и ,доставки в них различных приборов.
Известен скважинный самолаз, включающий шток с пружиной рабочего хода и ползун, на котором располагаются два блока с тросом хода и две расклинивающие опоры, связанные тросом возврата (1). Устройство может выполнять при определенных условиях доставку приборов в горизонтальные, слабонаклонные и восходящие скважины за счет попеременного натяжения и опускания троса хода.
Известно устройство для подачи каротажного снаряда в скважине, содержащее направляющую трубу, лебедку и транспортировочные штанги с узлом зажима (2).
Это устройство способно осуществлять спуск и подъем снаряда только в нисходя-! щие скважины с большим углом наклона к горизонту с помощью грузоподъемной лебедки.
Цель изобретения — повышение надежности и упрощение процесса подачи снаря2 да в слабонаклонные, горизонтальные и восходящие скважины.
Поставленная цель достигается тем,что устройство . снабжено распорными телескопическими штангами, на которых установлена лебедка, а узел зажима выполнен в виде крестовины с двумя зажим ными щеками, одна из которых жестко соединена с крестовиной, а другая выполнена в виде шарнирно закрепленного на крестовине рычага с запорным узлом, причем телескопические
to штанги соединены с крестовиной шарнирно.
Запорный узел может быть выполнен в виде стакана с подпружиненным распорным штоком, размещенного на крестовине со стороны рычага, противоположной зажиму штанг.
Направляющая труба может иметь выходной конический патрубок, связанный с крестовиной.
На фиг. 1 приведена схема установки устройства в горной выработке и в скважине с взаимным расположением его узлов; на фиг. 2 — крестовина, вид сверху; на фиг. 3то же, вид сбоку; на фиг. 4 — предлагаемое устройство, вид спереди; на фиг. 5— то же, вид сбоку, 819316
1О
2О
Формула изобретения зо
Устройство содержит направляющую трубу 1, оканчивающуюся выходным коническим патрубком 2, к которому крепится крестовина 3 с расположенным на ней зажимным узлом транспортировочных штанг 4. Зажимной узел расположен на крестовине и выполнен двумя зажимными щеками: подвижной 5 и жестко закрепленной неподвижной 6. Подвижная щека 5 зажимного устройства выполнена в виде закрепленного на крестовине с помощью шарнира 7 рычага, в который упирается шток 8, подпружиненный пружиной 9. Пружина 9 и распорный шток 8 находятся в стакане 10, который крепится на крестовине. На телескопических, шарнирно соединенных с крестовиной 3 штангах 11 крепится ручная лебедка 12 с храповым устройством. Лебедка может перемещаться по распорным штангам и закрепляться в нужном положении.
На конце троса 13 подъемной лебедки прикреплен опорный стакан 14, .в который при подъеме и спуске вставляют транспортировочные штанги 4.
При работе направляющая труба 1 вставляется в скважину 15 и посредством распорных телескопических штанг 11 устройство раскрепляется в горной выработке 16.
Ручная лебедка 12 закрепляется на распорных телескопических штангах в удобном для работы положении. Трос 13 подьемной лебедки с закрепленным на его конце опорным стаканом 14 перебрасывается через блочек 17.
Каротажный снаряд 18 с кабелем 19 подсоединен к транспортировочной штанге
4 и досылается в скважину 15. Транспортировочная штанга пропускается между подвижной и неподвижной щеками запорного устройства, расположенного на крестовине 3.
На свободный конец этой штанги надевается опорный стакан 14. При навивке подъемного троса 13 на барабан лебедки происходит подъем снаряда. В это время подвижная зажимная щека 5, закрепленная в прорези крестовины 3, занимает положение, показанное на фиг. 2 пунктирными линиями. Зажим транспортировочной штанги 4 между подвижной щекой 5 и неподвижной щекой 6 осуществляется за счет подпружиненного штока 8, расположенного в стакане 10.
По окончании подъема снаряда на величину длины транспортировочной штанги обратным вращением ручки подъемной лебедки производится приспускание снаряда. В это время за счет пружины 9 распорный шток 8 поднимает подвижную зажимную щеку 5 (на фиг. 3 это положение показано сплошными линиями), которая прижимает штангу 4 к неподвижной щеке 6 и заклинивает ее между зажимными щеками. Рабочий орган подвижной щеки в месте соприкосновения ее с штангой выполнен по окруж4 ности, центр которой несколько смещен от оси подвижной щеки. Это позволяет при большей нагрузке увеличивать прижимное усилие щек к штанге.
При разматывании с барабана лебед-. ки троса 13 с конца штанги снимается опорный стакан 14 и производится наращивание очередной штанги. Затем процесс повторяется.
Спуск снаряда осуществляется в обратном порядке. Для снятия зажимных усилий щеки ручной лебедкой несколько поднимают снаряд, натягивают трос 20 снятия нагрузки, который позволяет поставить подвижную,зажимную щеку в положение, показанное на фиг. 3 пунктиром. Освободившийся снаряд опускают на лебедке на длину транспортировочной штанги. Для остановки и закрепления снаряда освобождают от натяжения 11рос 20 и подвижная щека прижимает штангу к неподвижной щеке. Затем снимают опорный стакан 14, отвинчивают штангу 4, навивают трос 13 на барабан, лебедки, и операция повторяется.
Крестовина с запорным устройством штанг надежно предохраняет работающих от возможных ударов вывалившихся кусков породы из стенок скважин.
1. Устройство для подачи каротажного снаряда в скважину, содержащее направля ющую трубу, лебедку и транспортировочные штанги с узлом зажима, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности и упрощения процесса подачи снаряда в сла-, бонаклонные, горизонтальные и восходящие скважины, оно снабжено распорными телескопическими штангами, на которых установлена лебедка, а узел зажима выполнен в виде крестовины с двумя зажимными щеками, одна из которых жестко соединена с крестовиной, а другая выполнена в виде шарнирно закрепленного на крестовине рычага с запорным узлом, причем телескопические штанги соединены с крестовиной шарнирно.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что запорный узел выполнен в виде стакана с подпружиненным распорным штоком, размещенного на крестовине со стороны рычага, противоположной зажиму штанг.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что направляющая труба имеет выходной конический патрубок, связанный с крестовиной.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 397633, кл.,Е 21 В 47/00, 13.10.71.
2. Авторское свидетельство СССР № 183686, кл. Е 21 В 47/01, 07.11.64 (прототип).
819316
Редактор С. Титова
Заказ 834/4
Составитель А. Назаретова
Техред А. Бойкас Корректор Е. Рошко
Тираж 627 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4