Зубчатая передача

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ, (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено12,1276 (21) 2431934/25-28 с присоединением заявки Но (23) Приоритет

ОпубликоваиоО 704,81. Бюллетень Но 13

Союз Советских

Социалистических

Реснублик р81 9446

j ., ::,, 1 (51)м. кл .з -»

Р 16 Н 1/00

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (53) УДЫ 621.833 (088.8) Дата опубликования описания 100481 (72) Авторы изобретения

Ростовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет (71) Заявитель (5 4 ) ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузочкой способности.

Известны зубчатые передачи с эвольвентным профилем, которые характеризуются большим осевым перекрытием, обеспечивающим повышение нагрузочной способности $1(.

Недостатком известных зубчатых передач является опасность заострения зубьев колеса и тем саьым уменьшенная надежность ° ружности, эксцентричной относительно оси колеса, с. радиусом

5 »" 1() "+" 4о ч» utile,92

e=r У

8„ s

10 Ж ltoC углы профиля зуба в вы- бранной точке первоначальЧ» ного контакта на ведущем и ведомом колесе соответ.ственно:

t5 . (у -. угол-между линией, соединяющей центр одного из колес и центр основной окружности находящегося в зацеплении профиля,, и перпендикулярном

20 на общую касательную к основным окружностям 80о(то е с130о; схи - номинальный угол зацепленият0 - передаточное число.

25 На фиг. 1 изображена схема положения одноименных эвольвентных llpo» филей зубьев относительно центров колес; на фиг. 2 показаны элементы геометрической интерпретации зубча.

30 той передачи.

По технической сущности и дости- гаемому эффекту наиболее близкой к изобретению является зубчатая передача с осевым перекрытием, главные поверхности зубьев которой образованы эвольвентами окружностей 2 .

Такая передача ие обеспечивает по:вышения нагрузочной способности.

Целью изобретения является повышение нагрузочкой способности.

Цель достигается тем, что в каждом из колес передачи центры основных окружностей одноименных поверхностей его зубьев расположены на окГ. A. Ж

Уравлев, Э, М. Чилевич и Д. К. Нор-Аревян

819446

Формула изобретения

Зубчатая передача с осевым перекрытием, главные поверхности зубьев, которой образованы эвольвентами окружностей, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью повышения нагрузочнвй способности, в каждом из колес передачи центры основных окружностей одноименных поверхностей его зубьев расположены на окружности, эксцентричной относительно оси

55 колеса, с ралиусом

Ь1 л ЖtM(U 4)-ЬИЖЧ1-0 tg092 ейп((у-ос ) (ц )) где + t - фактический угол эа60 цепления; а) 1й)Х) - углы профиля зуба в выбранной точке первоначального контакта на ведущем и ведомом коле65 се соответственно;

Передача содержит шестерню 1 с профилями зубьев М), М, М и колесо

2 с профилями зубьев N, N2, N .

На фиг. 1 приняты следующие обозначения: )" g1 è ) e g — радиусы основных окружностей шес ерни и колеса; О„)) 02- оси вращения шестерни и колеса соответственно; 61, S - радиусы концентрических окружностей шестерни и колеса соответственно; Оо„, О о1,0р„ — центры основных окружностей профи2

sac> шестерни : Oa q > О î z Oî - центры основных окружйостей профилей колеса; J<, Е) - точки профиля шес-, терни; Д, Е -" точки профиля колеса;

К - точка контакта. 15

На фиг. 2 приняты следующие обозначения: В„  — общая касательI ) ная к номинальным основным окружностям; В) В2 — общая касательная к фактическим основным окружностям; 20

P — - полюс зацепления; ; Х О Y — система координат; )) )) — угол между линией центров вращения зубчатых колес и перпендикуляром на общую касательнцю к номинальным основным окружностям, т. е. номинальный угол зацепления; Ж + „ — угол между линней центров вращения зубчатых колес и перпендикуляром на общую касательную к фактическим сновным окружностям, т. е. фактический угол зацепления;

Ы,), (d 2 — угловые скорости шестерни и колеса соответственно; и„.) (pg т ) углы между линиями, соединяющими центр колеса и центр основной окружности профиля, и перпендикуляром на

:общую касательную к номинальным основным окружностям.

Зубья передачи образованы эвольвентами окружностей, центры которых 40 . смещены отнооительно центров колес указанным образом так, что участки профилей 3 „К и Е 2 К так же как участки профилей я, К " H ) g отведены в тело зубьев шестерни и колеса соответственно., При расположении центров основных окружностей зубьев каждого зубчатого .колеса передачи на концентрической окружности профиль зуба меняет. поло жение и его эвольвента становится эксцентричной оси колеса. В результате зацепление эвольвентных колес перестает быть эвольвентным (фиг.2), а линия зацепления В „ В2 . поворачивается вокруг полюса зацепления Р на угол асс = oC* = )х.q равный углу поворота профиля при изгибе зуба вокруг некоторого воображаемого шарнира на переходной линии профиля ножки зуба, и занимает положение В„В, При этом благодаря осевому перекрытию зубьев активной является лишь одна точка линии зацепления, положение которой определяет положение . самой линии зацепления, соответст.вующий угол зацепления и положение действующей линии.

Работает передача следующим образом.

Профиль зуба шестерни 1 в процессе ее вращения взаимодействует с профилем зуба колеса.2. При этом участки профиля зуба колеса Е2К и5 К благодаря соответствующим неравенствам нормальных скоростей точек взаимодействующих профилей являются опережающими.по отношению к участкам профиля зуба шестерни 31К и E1Ê соответственно. В результате профиль зуба шестерни вступает в контакт с профилем зуба колеса только в точке К.

Так как в любом торцовом сечении колес отвод Гьбтветствующих участков профиляосуществляется на одинаковую величину, положение точки контакта относительно профилей зубьев остает ся неизменным. Таким образом, линия зацепления подобной передачи располагается параллельно осям зубчатых колес.

Первоначальный точечный контакт зубьев такой передачи способствует снижению чувствительности зацепления к погрешностям изготовления инструмента и передачи, а также условий контакта, а приработка зубьев приводит к появлению линейного контакта поверхностей, к увеличению радиуса приведенной кривизны. Это позволяет увеличить нагрузочную способность передачи.

Технический эффект от применения данной передачи заключается в повышении долговечности привода примерно в два раза по сравнению с эвольвентной цилиндрической передачей.

819446 фиг. 1 ф — угол между линией, соединяющей центр одного из колес и центр основной Окружности находящегося в зацеплений пРофиля и перпендикуляр- 5 ном на общую касательную к основным окружностям и выбран в пределах 80 а ср - 130о

0(, — номинальный угол зацепления;

0 — передаточное число.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Гавриленко В. A. Основы теории эвольвентной зубчатой передачи. М., "Машиностроение", 1969, с.50.

2. Авторское свидетельство СССР

Р 317475, кл. В 23 Р 5/02, 19 70.

819446

Фиг 2

Составитель A. Верховский

Редактор T. Юрчикова Текред В КеЛушак Корректор В. Бутяга аказ 1247 10 Тираж 1006 . - Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб;, д. 4/5 филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул . Проектная,4