Ленточно-роликовый механизм прямоли-нейного перемещения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОЬРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советскик
Социалистических
Реслублик
<1ц 819456 (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 18.09.78 (21) 2679351/25-28 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М.К .
F 16 Н 19/08
Гвеударстаенльй камитет
СССР ю делам изебретенив и юткрытвй (53) УДК 621.852.. 151 (088.8) Опубликовано 07.04.81. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 17.04.81 (72) Авторы изобретения
Г. Б. Добронадеждин, В. П. Поляков и Н. Н. Ретуиская.. (71) Заявитель (54) ЛЕНТОЧНО-РОЛИКОВЫЙ МЕХАНИЗМ
ПРЯМОЛИНЕЙНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
Изобретение относится к приборостроению и измерительной технике и может использоваться как направляющая прямолинейного перемещения с малыми потерями на трение, как датчик угла наклрна.
Известны ленточно-роликовые механизмы типа Роламайт, содержащие два ролика, охваченные лентой по схеме S и сжатые между двумя плоскими параллельными плитами и характеризующиеся в настоящее время как механизмы с минимальными потерями на трение (1).
Известен ленточно-роликовый механизм прямолинейного перемещения, содержащий основание, установленные в нем каретку, ролики и гибкие звенья, охватывающие с двух сторон ролики и закрепленные на основании и каретке (2).
Эти механизмы обладают достаточно большим коэффициентом трения качения и малой чувствительностью к действию продольных сил, что не позволяет использовать их в качестве датчика измерения малых углов наклона.
Целью изобретения является уменьшение сил трения и увеличение чувствительности ленточно-роликового механизма к действию продольных сил.
Эта цель достигается тем, что механизм снабжен попарно связанными с каждым роликом штырями, оси которых расположены в плоскости, параллельной проходящей через ось ролика плоскости, перпендикулярной основанию и смещенной от нее на величину радиуса штырей, парой блоков, один из которых установлен на каретке, а другой— на основании, гибкими звеньями, лежащиl0 ми в расположенной касательно штырям плоскости, соединенными с одним из штырей и охватывающими соответствующие блоки основания и каретки, упругими элементами, связывающими свободные концы гибких звеньев, соответственно, с основанием и карет1$ кои
На чертеже изображен ленточно-роликовый механизм.
Механизм содержит основание 1, установленные в нем каретку 2, ролики 3 и гибкие звенья 4 и 5, охватывающие с двух сторон ролики 3. На основании 1 и каретке 2 закреплены попарно связанные с каждым роликом 3 штыри 6 и 7, оси которых расположены в плоскости, параллельной проходящей через ось ролика 3 плоскости и перпендикулярной,основанию 1. Блок 8 установлен на каретке, блок 9 — на основании, гибкие звенья 10 и 11 лежат в расположенной касательно штырям 6 и 7 плоскости, соединены с одним из штырей и охватывают соответствующие блоки 8 и 9 основания 1 и каретки 2. Упругие элементы 12 и 13 связывают свободные концы гибких звеньев 10 и 11, соответственно, с основанием 1 и кареткой
2. Натяжение гибких звеньев 11 при помощи упругих элементов 13 компенсирует силу нормального давления каретки 2 на ролики 3, а натяжение гибких звеньев 10 при помощи упругих элементов 12 — силу нормального давления каректи 2 и роликов 3 на основание 1.
Механизм работает следующим образом.
Под действием продольных сил (например, установка механизма на наклонной плоскости) каретка. 2 отклоняется от начального. положения. Гибкие звенья 4 и 5 не препятствуют свободному перемещению каретки 2, но обеспечивают кинематическую связь каретки 2, роликов 3 и основания 1.
В отклоненном положении силы натяжения гибких звеньев 10 и 11 создают момент, действующий на ролики 3 в сторону увеличения угла поворота.
Применение гибких звеньев 10, 11 и блоков 8, 9 для создания компенсирующих сил исключает влияние трения и изгибающих моментов в заделках упругих элементов 12 и 13 и гибких звеньев на направление сил, создаваемых упругими элементами 12 и 13 и придает этим направлениям большую определенность положения в пространстве.
Это уменьшает силы трения и увеличивает чувствительность к действию продоль819456
4 ных сил, чем выгодно отличается данный механизм от известных, особенно при использовании его в качестве датчика угла наклона.
Формула изобретения
Ленточно-роликовый механизм прямолинейного перемещения, содержащий основание, установленные в нем каретку, ролики и гибкие звенья, охватывающие с двух сторон ролики и закрепленные на основании и каретке, отличающийся тем, что,. с целью уменьшения сил трения и увеличения чувствительности к действию продольных сил, он снабжен попарно связанными с каждым роликом штырями, оси которых расположены в плоскости, параллельной проходящей через ось ролика плоскости, перпендикулярной основанию и смещенной от нее на величину радиуса штырей, парой блоков, один
20 из которых установлен на каретке, а другой — на основании, гибкими звеньями, лежащими в расположенной касательно штырям плоскости, соединенными с одним из штырей и охватывающими соответствующие блоки основания и каретки, упругими элементами связывающими свободные концы гибких звеньев, соответственно, с основанием и кареткой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 3572141, кл. 74 — 89, 29, 1969.
2. Артоболевский И. И. Механизмы в современной технике. Т. 3, М., «Наука», 1973, рис. 1262, (прототип).
Редактор Л. Курасова
Заказ 1323/11
Составитель А. Гороховский
Техред А. Бойкас Корректор М. Демчик
Тираж 1006 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5 филиал ППП «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4