Ультразвуковое устройство для опре-деления линейных параметров изделий
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союэ Соеетскик
Социалистических
1твспублик ц1>819581
* г (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 290 1 79 (21) 2 7 2 3 80 5 /2 5-28 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 070481. Бюллетень № 13
Дата опубликования описания 100481 (51) М. Кл.з
G 01 В 17/02
9 01 Р 17/00
Государственный комнтет
СССР яо делам нзобретеннй.н открытнй (53) УДК 620. 179..16 (088.8) С. Цой, О. Г. Кремер, К. X. Туманбаева и Ген-Хо Ким (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Институт горного дела Академии наук Казахской ССР (54 ) УЛЬТРАЗВУКОВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЛИНЕЙНЫХ ПАРАМЕТРОВ ИЗДЕЛИЙ
Изобретение относится к контроль.— но-измерительной технике и может быть использовано для измерения линейных параметров изделий, в частНосТН для определения объема лесоматериалов в железнодорожном вагоне.
Известен ультразвуковой импульсный дальномер, содержащий последовательно соединенные схему запуска, преобразователь, усилитель, триггер, схему И и регистратор (1).
Это устройство имеет ограниченные функциональные возможности, так как измеряет только линейный параметр.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является ультразвуковое устройство для определения линейных параметров иэделий, содержащее последовательно соединенные излучающий преобразователь, приемный преобразователь, триггер, второй вход которого подключен к иэлучакицему преобразователю, первую схему И и счетчик, последовательно соединенные формирователь сигнала коррекции и генератор тактовых импульсов (2) .
Однако это устройство производит также только линейные измерения
Целью изобретения является обеспечение возможности определения объема лесоматериалов в железнодорожном вагоне.
Поставленная цель достигается тем, что устройство снабжено датчиком прохождения вагона и путевым рельсовым датчиком; второй схемой
И, входы которой подключены к выходам датчика прохождения вагона и путевого рельсового датчика, а выход соединен с излучающим преобпазователем и триггером; блоком логики, вход которого соединен с
15 выходом второй схемы И; вычитающим счетчиком, первый вход которого соединен с выходом блока логики; третьей схемой И, первый вход которой подключен к выходу вычитающего
20 счетчика, второй вход — к выходу генератора тактовых импульсов, а выход — ко вторым входам вычитающего счетчика и первой схемы И.
На чертеже представлена блок25 схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит последовательно соединенные излучающий преобраэоватеЛь 1, приемный преобразователь 2, триггер 3, второй вход
30 которого подключен к излучающему
819581
25
Формула изобретения
55
d0 и преобразователю 1, первую схему И
4 и счетчик 5, последовательно соединенные формирователь б сигнала коррекции и генератор 7 тактовых импульсов, датчик 8 прохождения вагона, путевой рельсовый датчик 9, вторую схему И 10, входы которой подключены к выходам датчиков 8 и 9, а выход соединен с излучающим преобразователем 1 и триггером 3, блок
11 логики, первый вход которого соединен с выходом второй схемы И 10, а на второй вход подается код, характеризующий величину максимального объема Ь Ч щс . Кроме того, устройство содержит вычитающий счетчик 12, первый вход которого соединен с выходом блока 11 логики, и третью схему И 13, первый вход которой подключен к выходу вычитающего счетчика 12, второй вход — к выходу генератора 7 тактовых импульсов, а выход - ко второму входу вычитадощего счетчика 12 и первой схемы И 4.
Устройство работает следующим образом.
При воздействии вагона на датчик
8 с последнего на вторую схему И поступает разрешающий потенциал, который будет действовать в течение всего времени движения измеряемого вагона. С путевых рельсовых датчиков
9 на вторую схему И 10 поступают импульсы с частотой следования, пропорциональной скорости движения вагона..На второй вход блока 11 непрерывно поступает в виде двоичного кода, характеризующего величину максимального элементарного объема аЧ ах = 5 . а >Be мс х щадь поперечного сечения штабеля при максимально возможной высоте штабеля; b,f — расстояние между путевыми рельсовыми датчиками 9.
При воздействии колеса вагона на путевой рельсовый датчик 9 последний вырабатывает один импульс, который заносит код 5 с„, аЮ в вычитающий счетчик 12 и ™одновременно возбуждает излучающий преобразователь и триггер 3, устанавливая его в единичное состояние. При установке вычитанхцего счетчика 12 в ненулевое состояние на первом входе третьей схемы установится разрешающий потенциал. На второй вход схемы непрерывно поступает серия импульсов, которая пройдет на вход вычитающего счетчика 12, изменяя его состояние на "-1", и на вход первой схемы И. Но на счетчик 5 эта серия не попадает до тех пор, пока триггер 3 находится в единичном состоянии, то есть на время прохождения ультразвуковОго импульса от излучающего преобразователя 1 до верхней точки "шапки" штабеля и затем до приемного преобра4 эователя 2. Это время будет прямо ропорционально разности объемов ьЧ „,„ — ач„, где eV< =5 .аР. 6 1 -площадь поперечного сечения штабеля под излучающим преобразователем 1 в момент выработки сигнала первым путевым рельсовым датчиком 9. В момент перехода триггера 3 в нулевое состояние на вход первой схемы И поступает разрешающий потенциал, и импульсы с выхода третьей схемы И поступают также на счетчик 5. Как только в вычитающем счетчике 12 будет состояние "0", серия импульсов прекратится и на счетчике 5 останется двоичный код, характеризующий элементарный объем ьЧ = 5 à6 .
После выработки импульса вторым путевым рельсовым датчиком описанный вьые процесс повторится, и на счетчик 5 поступит дополнительная пачка импульсов, соответствующая элементарному объему гъ V< -5< Р.
И Тв д °
После прохождения вагона мимо датчика 8 на счетчике 5 будет зафиксирован двоичный код, соответствующий объему лес а в в а гоне.
Предлагаемое устройство позволяет осуществить измерение объема лесоматериалов в железнодорожном ва-. гоне.
Ультразвуковое устройство для определения линейных параметров изделий, содержащее последовательно соединенные излучающий преобразователь, приемный преобразователь, триггер, второй вход которого подключен к излучающему преобразователю, первую схему И и счетчик, последовательно соединенные формирователь сигнала коррекции и генератор тактовых импульсов, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью обеспечения возможности определения объема лесоматериалов в железнодорожном вагоне, оно снабжено датчиком прохождения вагона и путевым рельсовым датчиком; второй схемой И, входы которой подключены к выходам датчика прохождения вагона и путевого рельсового датчика, а выход соединен с излучающим преобразователем и триггером блоком логики, вход которого соединен с выходом второй схемы И, вычитающим счетчиком, первый вход которого соединен с выходом блока логики; и третьей схемой И, первый вход которой подключен к выходу вычитающего счетчика, второй вход — к выходу генератора тактовых импульсов, а выход — ко вторым вхо819581
Составитель Л. Лущенко
Редактор Ж. Рожкова Техред Н.Ковалева Корректор:Л. Иван
Заказ 365/17 Тираж 642 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная,4 дам вычитающего счетчика и первой схемы И.
Источники инфОрмации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 429392, кл. 0 01 5 9/48, 1972.
2. Авторское свидетельство СССР
9 569861, кл. Ь 01 F 23/29, 1976 (прототип).