Пружинный энергоаккумулятор длятранспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВМДЕТЕДЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено. 030878 (2!) 2653183/27-11

«i>821260 (51}М. Кл.з с присоединением заявки Ио 2662263/27-11

В 60 T 13/38

В Т 17/08

Государственный комитет

СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет 030878 по п.1, 070978 по п.2

Опубликовано 150481,Бюллетень 8914 (5З} ЮК .629, 113-596 (088. 8) Дата опубликования описания 150481 (72) Авторы изобретения

В. С. Чупахин, Э.N. Куперман н Г. То Крупенин

Московский трижды ордена -Ленина, ордена Окт

Революции и ордена Трудового Красного Знаме автомобильный завод им. И.А, Лихачева (73) Заявитель (54) ПРУЖИННЫЙ ЭНЕРГОАККУМУЛЯТОР ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО

СРКДСТВА

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к приводам тормозных механизмов с пружинными электроаккумуляторами.

Известны пружинные лектроаккумуляторы для транспортных средств, включающие корпус с крышкой, поршень, пружину, полый шток, механизм принудительного растормаживания (1) .

Механизм растормаживания этих энергоаккумуляторов не позволяет удовлетворять требование нормативных документов по наименьшему времени, в течение которого должны быть механически расторможены .пружинные электроакку- .15 муляторы всех тормозных механизмов транспортного средства.

Известен также пружинный энергоаккумулятор для транспортного средст- 2Р ва, содержащий корпус с крышкой, в полости которого установлен поршень, связанный втулочной частью с полым штоком посредством механизма растормаживания, состоящего из установлен- 25 ного в полости штока поворотного замка, выполненного с радиальнымн канавками под сухарные элементы, размещенные в радиальных отверстиях полого штока с возможностью захода в Зр кольцевую канавку втулочной части поршня (2) .

Фиксация механизма растормаживания с помощью дополнительной пружины кручения не обеспечивает надежного удержаййя энергоаккумулятора в расторможенном состоянии. Вибрации в

Трансмиссии, возникающие при движении транспортного средства в сочета нии с производственными отклонениями при изготовлении деталей механизма растормаживания и снижением унругости дополнительной пружины кручения со временем могут привести к выходу из строя системы стояночного тормо,ения. Кроме того, установка дополнительной пружины кручения внутри энергоаккумулятора усложняет его конструкцию и вынуждает увеличивать ,его габариты.

Влокирование поршня с полым штоком или их разблокирование происходит в результате радиального перемещения сухарных элементов за счет поворота замка относительно штока. При повороте замка на полый шток через

=ухарные элементы действует тангенциальная сила, которая может вызвать совместный проворот полого штока с

8212бО поршнем, .беэ радиального перемещения сухарных элементов.

Цель изобретения — повышение надежности путем предотвращения самопроизвольной разблокировки поршня со штоком и упрощения конструкции.

Поставленная цель достигается тем, что в каждой иэ радиальных канавок замка выполнен профилированный выступ, разделяющий кайавку на два участка разной глубины, при этом наиболее удаленная от оси поворота замка точка профиля упомянутого выступа расположена на большем расстоянии от указанной оси, чем ближайшая к данной оси точка профиля более мелкого участка радиальной канавки.

При этом полый шток заФиксирован от вращения.

На фиг.l изображен пружинный энергоаккумулятор, при отсутствии .давления текучей среды в рабочей полости, 20 сжатой пружине и включенном положении механизма растормаживания, продольный разрез; на фиг.2 - разрез

А-A на Фиг.l; на фиг.3 — то же, в начале выключения механизма растор- 25 маживания1 на фиг.4 — то же, при вык- люченном механизме растормаживания; на Фиг.5 - пружинный энергоаккумулятор, при отсутствии давления текучей среды в рабочей полости и выключенном положении механизма растормажи-р вания; на Фиг б — пружинный энергоаккумулятор с вариантом фиксирующего устройства, продольный разрез; на Фиг.7 - разрез Б-Б на Фиг.б; на фиг.8 — пружинный энергоаккумулятор с вариантом фиксирующего устройстна, продольный разрез; на фиг.9 — разрез В-В на фиг.8.

Пружинный энергоаккумулятор включает хорпус l с крышкой 2, поршень 40

3 с полым штоком 4, пружину 5, механизм б растормажинания и его привод 7.

Поршень 3 разделяет корпус 1 на рабочую полость 8, предназначенную для подачи н нее текучей среды (например сжатого воздуха) под давлением, и полость 9, в которой установлена пружина 5 (Фиг.l) ° Полый шток 4 связан с поршнем 3. посредством механизма б растормаживания, который состоит из сухарных элементов, например шариков 10, замка 11, канавки а в поршне 3 и радиальных отверстий b н полом штоке 4. Шарики 10, размещенные в радиальных отверстиях Ь штока

4, входят в кольцевую канавку Q поршня 3 и опираются на мелкие ради альные канавки G которые как глубокие канавки о являются частью фигурных поверхностей, выполненнЫх на 4(} замке 1), для каждого шарика (фиг.2), Пружина- 5 создает на поршне 3 активную силу Р, которая совместно с реактивной силой R на штоке 4 от тормозного привода (не показан) за- б5 клини,вает шарики между канавками

Ои с радиальными отверстиямиЦ. В этом положении механизм растормаживания теоретически находится в состо« янии безразличного равновесия.

Однако тангенциальные силы, которые могут воздействовать на замок ll иэза проиэводственных отключений или при эксплуатации пружинного энергоаккумулятора, в состоянии нарушить указанное равновесие, вызвав поворот замка 11 и перемещение шариков 10 из канавок О н глубокие канавки d фигурных поверхностей замка, т.е. произнести самопроизвольное выключение энергоаккумулятора.

Для удержания замка 11 от самопроизвольного проворота между ради-альными канавками С и Cl .каждОго шарика выполнены выступы е, которые представляют собой поверхности более удаленные от .оси замка, чем канавки с . Вследствие этого для перекатывания шариков 10 через выступы Е необходимо преодолеть радиальные составляющие активной силы Р, стремящиеся прижать шарики к канавкам С для компенсации радиального перемещения шариков 10 при перекатывании их через выступы <3 между шариками

10 и канавкой Q поршня 3 предусмотрен радиальный зазор 12, Пружинный энергоаккумулятор снабжен фиксирующим устройством, выпол.ненным, например, в виде рычага 13, шарнирно связанного с полым штоком

4 (фиг.l) .

Фиксирующее устройство также может быть выполнено и в виде стержня

14, соединенного с корпусом и вве" денного через направляющий продольный паз в полый шток (Фиг.б и Фиг.7), или в виде соединенной с полым штоком втулки 15 с профилированной B радиальном направлении поверхностью (Фиг.8 и фиг.9).

Пружинный энергоаккумулятор работает следующим образом.

Для выключения механизма растормаживания б необходимо с помощью привода 7 повернуть замок 11, в результате чего шарики 10, преодолевая ноздействие со стороны поршня 3, поднимаются на выступы 8,используя радиальный зазор 12 (фиг. 3) .При дальнейшем повороте замка 11 шарики 10 перемещаются в глубокие канавки 4f (фиг.4) .

Связь поршня 3 со штоком 4 через шарики 10 прекращается, поршень 3 под действием пружины 5 перемещается вправо до упора в крышку 2, а шток освобождается (Фиг.5).

Последующее включение механизма растормажинания производится автоматически посредством подачи сжатого воздуха в рабочую. полость 8 и одновременно поворота замка 11 под действием привода 7 дистанционного управления.

821260

При совмещении канавки Q поршня

3 с радиальными отверстиями b полого штока 4 шарики 10 входят в канавку O и блОкируют поршень 3 со штоком 4.

При работе механизма 6 растормаживания как на блокирование поршня

3 с полым штоком 4, так и на их раз блокирован"„ е, к замку ll дпя его поворота через привод 7 прикладывается крутящий момент. Тангенциальная сила, возникающая на полом штоке 4 от крутящего момента при перекатывании шариков 10, по фигурной поверхности замка 11, стремится повернуть полый шток 4 в направлении вращения замка

-11. Рычаг 13, связанный шарнирно с йолым штоком 4, позволяет надежно 15 удерживать последний от проворота при любом его осевом смещении, а также при любом направлении вращения замка 11.

Фиксирующие устройства, показан- 2О ные на фиг. 6, 7, 8 и 9 позволяет осущест- вить удержание штока от проворста аналогично варианту с рычагом, описанному выше.

Формула изобретения

1. Пружинный энергоаккумулятор .для транспортного средства, содержащий корпус с крышкой, в,полости которого установлен поршень, связанный втулочной частью с полым штоком посредством механизма растормаживання, состоящего из установленного в полости штока поворотного замка, выполненного с радиальными канавками под сухарные элементы, размещенные в радиальных отверстиях полого штока с возможностью захода в кольцевую канавку втулочной части поршня, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности путем предотвращения самопроизвольйой разблокировки поршня со штоком и упрощения конструкции, в каждой из радиальных канавок замка выполнен профилированный выступ, разделяющий канавку на два участка разной глубины;, при этом наиболее удаленная от оси пово.рота замка точка профиля упомянутого выступа расположена на большем расстоянии от укаэанной оси,чем ближайшая к данной оси точка профиля более мелкого участка радиальной канавки.

2. Энергоаккумулятор по п.l, о т л и ч а ю Ъ и и с я тем, .что полый шток зафиксирован от вращения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Унгер Э.В. и др. Устройство и техническое обслуживание автомобиля

ИИАЗ. 14., Транспорт, 1976, "..228, рис.135.

2. Патент Великобритании

9 1403653, кл. F 2 F 1972 °