Двухзвенное транспортное средство
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
Социалистических
Республик и>821278
+ ,1 е ,/: н р
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61 ) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 070679 (21) 2770187/27-11
Р1)м. кл.з
E 62 0 53/04 с присоединением заявки ¹
Государственный комитет
СССР но делам изобретений н открытий (23) Приоритет
Опубликовано 150481, Бюллетень N9 14
Дата опубликования описания 1804,81 (5Ç) УАН 629.114. .3(088.8) (72) Автор изобретения
В.П. Бойков
Белорусский Ордена Трудового Красного Знанейи;;;...
I (71) Заявитель политехнический институт (54) ДВУХЗВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к тракторному и сельскохозяйственному машиностроению и может быть использовано для улучшения тягово-сцепных качеств тягача при агрегатировании его с двух-5 ослым прицепом.
Известно транспортное средство, содержа.атее тягач, буксирное устройство для размещения в нем дышла прицепа, увеличитель сцепного веса тя- 10 гача, включающий гидроцилиндр $1/ .
Недостатком указанного транспортного средства является то, что увеличение тягово-сцепных качеств происходит не автоматически. 15
Наиболее близким к предложенному по технической сущности и .достигаемому результату является двухзвенное транспортное средство, содержащее 2Q тягач с передним и задним ведущими мостами, оборудованный муфтой включения переднего ведущего моста и сцеп-ным устройством, подрессоренный двух-, осный прицеп и автоматический увеличиз 5 тель сцепного веса тягача, включающий гидроцилиндр, рабочая полость которого соединена с полостью управления муфты включения переднего ведущего моста (2(.
Недостатком устройства является то, что для увеличения тягово-сцепных качеств тягача не используется вес самого прицепа, происходит неко торое догружение его передней оси, вследствие чего ухудшается проходимость и маневренность транспортного средства в целом. Кроме того, возрастает сопротивление качению транспортного средства, особенно на дорогах с выбоинами и слабой несущей способностью грунта.
Цель изобретения — повышение тягово-сцепных качеств, проходимости. и маневренности транспортного средства.
Для достижения этой цели шток указанного гидроцилиндра связан с передней осью прицепа, а его корпус— с рамой прицепа, при этом передняя ось прицепа выполнена с возможностью перемещения вдоль. рессоры прицепа, а сцепное устройство тягача выполнено жестким.
На чертеже схематически изображено предложенное транспортное средство.
Транспортное средство содержит тягач 1 и двухосный прицеп 2. Тягач 1 оборудован муфтой 3 автоматического включения-выключения переднего веду821278 щего моста при соответствующих дорожных условиях и соединен посредством сцепного устройства 4, жестко связанного с тягачом, дышла 5 с рамой 6 прицепа 2; На раме 6 установлен гидроцилиндр 7, корпус которого соединен с рамой, а шток с передней осью
8 прицепа 2. При этом полость 9 управления муфты 3 автоматического включения переднего ведущего моста соединена трубопроводами 10, 11 с распределителем гидросистемы тягача
1 и трубопроводом 12 через быстроразъемную муфту 13 с обратными клапанами — с рабочей полостью гидроцилиндра 7. Золотник распределителя соединен с исполнительным механизмом, который связан с датчиком, фиксирующим угловые скорости вращения передних и задних колес тягача 1. Передняя ось
8 прицепа 2 связана с рессорой 14 посредством роликов 15 и 16, а также с 20 рамой 6 посредством пружины 17. Перемещение оси 8 относительно рессоры 14 на роликах 15 и 16 ограничивается упором 18 и ходом штока гидроцилиндра 7.
Предложенное транспортное средство 25 работает следующим образом.
При движении транспортного средства, когда сопротивление перемещению тягача 1 и прицепа 2 не вызывает буксования задних ведущих колес тягача, угловые скорости вращения передних и задних колес тягача 1 находятся в определенном соотношении, при котором сигнал-команда с датчика на механизм включения распределителя гидросистемы не поступает и золотник распределителя занимает положение, в котором полость 9 управления муфты 3 автоматического включения переднего ведущего моста и рабочая полость гидроцилиндра 7 соединены со сливом, 40 при этом муфта 3 выключена и передний ведущий мост тягача отключен, а передняя ось 8 прицепа 2 занимает свое статическое положение и ролик
16 упирается в упор 18 посредством 45 пружины 17. Таким образом, движение тягача с прицепом происходит без увеличения сцепного веса тягача.
При увеличении сопротивления движению тягача 1 и прицепа 2, когда сцепления задних колес с почвой недостаточно для преодоления сопротивления движению (слабонесущий грунт, пересеченная поверхность) и они начинают пробуксовывать, установленное соотношение угловых скоростей вращения задних и передних колес тягача нарушается. При рассогласовании установленного соотношения, достигающем 5-6%, датчик фиксирует рассогласование (т.е. буксование задних ко- 60 лес) и подает сигнал-команду .на механизм включения золотника распределителя гидросиотемы. Золотник распределителя занимает положение, в котором трубопровод 11 соединяется с íà- 6$ гнетающей магистралью гидросистемы и в полость 9 управления муфты 3 подается под давлением жидкость, под действием которой муфта 3 включается и передает крутящий момент на передний ведущий мост. Одновременно жидкость по трубопроводу 12 поступает в рабочую полость гидроцилиндра 7 и перемещает шток и переднюю ось 8 посредством роликов 15, 16 относительно рессоры 14. При этом колеса оси 8 перестают контактировать с опорной поверхностью и часть веса прицепа передается на тягач, увеличивая его сцепной вес, улучшая проходимость и маневренность транспортного сред-. ства.
При уменьшении сопротивления движению тягача 1 и прицепа 2, когда вращение задних ведущих колес тягача происходит без буксования, соотношение угловых скоростей вращения задних и передних колес тягача соответствует первоначально установленному, сигнал-команда с датчика на исполнительный механизм распределителя гидросистемы не поступает и золотник распределителя занимает первоначальное положение, в котором полость 9 управления муфты 3 и рабочая полость гидроцилиндра 7 соединяется со сливом. При этом муфта 3 выключается и передний ведущий мост тягача переходит в режим холостого хода.
Одновременно за счет уменьшения давления в цилиндре 7 и действия пружины 17 ось 8 прицепа 2 возвращается в статическое положение и движение тягача происходит без увеличения его сцепного веса.
Формула изобретения
Двухэвенное транспортное средство, содержащее тягач с передним и задним ведущими мостами, оборудованный муфтой включения переднего ведущего моста и сцепным устройством, подрессоренный двухосный прицеп и автоматический увеличитель сцепного веса тягача, включающий гидроцилиндр, рабочая полость которого соединена с полостью управления. муфты включения переднего ведущего моста, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения тягово-сцепных качеств, проходимости и маневренности транспортного средства, шток указанного гидроцилиндра связан с передней осью прицепа, а.его корпус — с рамой прицепа, при этом передняя ось прицепа выполнена с возможностью перемещения вдоль рессоры прицепа, а сцепное. устройство тягача выполнено жестким.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р 545504, кл. В 62 0 53/04, 1975.
2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2536441/11, кл. В 62 0 53/04, 1977(прототип).
821278
Составитель Ю. Таубер
Редактор П. Коссей Техред N.Ëoÿ
Корректор М. Вигула
Заказ 1690/30
Тираж 699 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.,д. 4/"
Фнлиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4