Система жидкостного охлаждениядвигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОИ:КОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1821717

Ф

\ л ,/,.=:. .r (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 011178 (21)2680921/25-06 р м (3 с присоединением заявки ¹

F 01 P 11/18

Государствеииый комитет

СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 150481 бюллетень Н9 14

Дата опубликования описания 180481

Ю) À 621.43-713 (088. 8) (72) Авторы изобретения

А. К. Ластовский, Г.А. Михайлов, А.A. Репин, Ю.A.Òàìoæíèêîâ и В.P. Теннисон (71) Заявитель

/<, с1„ / (54) СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к машиностроению, а именно двигателестроению, и, в частности к системам жидкостного охлаждения двигателей внутреннего сгорания, связанных с изменением . давления охладителя.

Известны системы жидкостного охлаждения, содержащие радиатор, сообщенный с рубашкой охлаждения двига-. теля и снабженный сливным трубопроводом, циркуляционный насос, соединенный своим впускным патрубком со сливным трубопроводом радиатора и подключенный выпускным патрубком к рубашке, гидравлический эжектор, снабженный активным и пассивным соплами, из которых последнее подключено к расширительному бачку через компенсационную трубку, и напорным патрубком, подключенным к впускному патрубку на- 2О соса (11.

Несмотря на то, что в этой системе с помощью гидравлического эжекто- ра, использующего энергию циркулирующей жидкости, повышено давление во вп.скном патрубке насоса, что способствует обеспечению рабочих характеристик в различных условиях эксплуатации, гидравлическое сопротивление эжектора вызывает дополнитель- 3() ное повышение давления в радиаторе, что приводит при ограниченной возможности повышения прочности последнего, к снижению надежности системы.

Цель изобретения — повышение надежности путем поддержания заданного уровня давления в системе.

Для достижения поставленной цели, впускной патрубок насоса выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов, один из которых соединен со сливным трубопроводом радиатора, а к другому подключен напорный патрубок эжектора и выпускной патрубок насоса дополнительно сообщен с активным соплом эжектора при помощи обводного канала.

На чертеже изображена схема системы жидкостного охлаждения.

Циркуляционный насос 1 подключен своим выпускным патрубком 2 к рубашке охлаждения двигателя 3, с которой через отводящий трубопровод 4 сообщен радиатор 5, снабженный оливным трубопроводом б. Отводящий трубопровод

4 сообщен через дренажный трубопровод 7 с расширительным бачком 8, к которому через компенсационную трубку 9 подключено пассивное сопло 10 гидравлического эжектора 11. Впуск821717

Формула изобретения р У

ВНИИПИ Заказ 1752/52 Тираж 553 Подписное

Филиал ЯПП "Патент", r.Óæãîðîä,óë.Ïðîåêòíàÿ,4 ной патрубок насоса 1 выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов 12 и 13, Канал 12 соединен со сливным трубопроводом 6 радиатора, а к каналу 13 подключен напорный патрубок 14 эжектора. Выпускной патрубок 2 насоса дополнительно сообщен при помощи обводного канала 15 с активным соплом 16 эжектора.

Система охлаждения работает следующим образом.

При работе двигателя насос 1 подает охлаждающую воду в рубашку охлаждения двигателя 3, откуда вода поступает в радиатор 5 и, параллельно, в расширительный бачок 8. Вместе с водой в бачок 8 отводятся водяные пары, образующиеся в системе. Из радиа тора 5 вода отводится по сливному трубопроводу 6 и возвращается в насос через канал 12 впускного патрубка. Из расширительного бачка Р вода 20 отводится по компенсационной трубке

9 в пассивное сопло 10 эжектора.

Часть воды, подаваемой насосом, отводится от его выпускного патрубка 2 по обводному каналу 15 в активное 25 сопло 16 эжектора. В э>кекторе активный и пассивный потоки смешиваются.

Смешанный поток воды возвращается в канал 13 впускного патрубка насоса через напорный патрубок 14 эжектора.

Давление в начальном сечении эжектора (в выходном сечении активного сопла 10) определяется давлением паров в расширительном бачке 8. Перепад давления, создаваемый эжектором, при 35 заданных геометрических и рабочих параметрах пропорционален перепаду дав" лений в активном сопле 10. Так как подача воды к активному соплу эжектора осуществляется с минимальными гидравлическими потерями в обводном 40 канале 15 (местные потери отсутствуют), перепад давлений в активном сопле 10 увеличивается, что обеспеу b y чит заданное давление на входе в насос при сокращении размеров эжектора.

Давление в радиаторе 5, определяемое при заданном давлении на входе в насос гидравлическими потерями в сливном трубопроводе 6, снижается, так как в последнем устранены потери, обуоловленные эжектором. В результате этого надежность системы охлаждения повышается.

Система жидкостного охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая радиатор, сообщенный с рубашкой охлаждения двигателя и снабженный сливным трубопроводом, циркуляционный насос, соединенный своим впускным патрубком со сливным трубопроводом радиатора и подключенный выпускным патрубком к рубашке, гидравлический эжектор, снабженный активным и пассивным соплами, из которых последнее подключено к расширительному бачку через компенсационную трубку, и напорным патрубком, подключенным к впускному патрубку насоса, отличающаяся тем, что, с целью. повышения надежности путем поддержания заданного уровня давления в системе, впускной патрубок насоса выполнен разветвленным в виде двух сходящихся каналов, один из которых соединен со сливным трубопроводом радиатора, а к другому подключен напорный патрубок эжектора и выпускной патрубок насоса дополнительно сообщен с активным соплом эжектора при помощи обводного канала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Поликовский В.И. Самолетные силовые установки, М., Оборонгиэ, 1952, с. 395, фиг. 312.