Измеритель угла зажигания длядвигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОУСКОМУ С ВЯЛЬСТВУ

{61) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 25.06.79 {2!) 2786539/25-06

Сеев Сееетских

Сецнаюктнчикких

Ркпубиик (u)821 732 р1)м. К.з с присоединением заявки H9—

F 02 P 17/00

Гесуав йтвемвиЯ иеимтет

СССР ме делен мзебретеммЯ м еткрытмЯ (23) Приорнтет— (53) УДК 621.4З..044(088.8) Опубликовано 1504.81. бюллетень Н9 14

Дата опубликования описания 15D481 (72) Авторы изобретения

Г—

К.А.Котылев, Б.Е.Зарайский и П.A. ногрез(ов.:....„

1 - . л. - .... У

Дизельный завод "Двигатель револн/ции",:;,.„:.;, „ " j (7! ) Заявитель (54) ИЗМЕРИТЕЛЬ УГЛА ЗАЖИГАНИЯ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к устройствам для измерения угла зажигания в двигателях внутреннего сгорания и может быть использовано как при стендовых испытаниях, так и при эксплуатации двигателей внутреннего сгорания.

Известны измерители угла зажигания для двигателей внутреннего сгорания, содержащие датчики зажигания, отметки верхней мертвой точки(в.м.т хода поршня, соединенные с формирующими каскадами, датчик счетных импульсов, преобразующий угол поворота вала в пропорциональное углу число иМпульсов, подключенный через формирующий каскад и умножитель частоты к одному из входов схемы заполнения (1).

Однако эти устройства служат только для измерения угла опережения зажигания. и не позволяют измерять угол .запаздывания зажигания в двигателях внутреннего сгорания. 25

Известны также измерители угла зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащие датчики импульсов зажигания и отметки верхней мертвой точки поршня одного цилиндра, соединенные через соответствующие формирователи с первыми входами двух триггеров, вторые входы которых подключены к выходу третьего формирователя, а выходы триггеров соединены с входами двух схем совпадения, выходы последних подключены к индикатору знака угла зажигания и.к одному из входов схемы заполнения, второй вход которой соединен с выходом схемы умножения, а выход схемы заполнения— с регистрирующим устройством. Эти измерители позволяют измерять как угол опережения зажигания, так и угол запаздывания зажигания в двигателях внутреннего сгорания (2 .

Однако такие измерители содержат четыре различных типа датчиков и че- тыре формирователя, что усложняет устройство и снижает надежность его работы.

Цель изобретения — повышение надежности.

Поставленная цель достигается тем, что измеритель угла зажигания, содержащий датчики импульсов зажигания и отметки в.м.т.поршня одного цилиндра, соединенные через соответствующие формирователи с первыми входами двух триггеров, вторые входы которых подключены к выходу третьего аормирова821732 теля, а выходы триггеров соединены с входами двух схем совпадения, выходы последних подключены к индикатору знака угла зажигания и к одному из входов схемы заполнения, второй вход которой соединен с выходом схемы умножения, а выход схемы заполнения— с регистрирующим устройством, снабжен датчиком в.м.т. поршня другого цилиндра, подключенным ко входу третьего формирователя, выход которого соединен со входом схемы умножения.

На фиг. 1 приведена структурная схема предлагаемого измерителя, на фиг. 2 — диаграмма напряжений на выходах соответствующих узлов устройства при опережении зажигания на фиг. 3 — диаграмма напряжений на выходах соответствующих узлов устройства при -запаздывании зажигания.

Датчик 1 импульсов зажигания и датчик 2 отметки в.м.т. поршня одно- 20 го цилиндра подключены через формирователи 3, 4 к S-входам триггеров

5 и б соответственно. Датчик 7 отметки в.м.т. поршня другого цилиндра соединен с входом формирователя 8, выход которого подключен к R-входам триггеров 5 и б и к входу схемы 9 умножения. Выход схемы 9 умножения соединен с одним из входов схемы 10 заполнения. Прямой выход триггера 5 и инверсный выход триггера 6 соединены со схемой 11 совпадения, а инверсный выход триггера 5 и прямой выход триггера 6 — со схемой 12 совпадения. Выходы схем 11 и 12 совпадения подключены к индикатору 13 знака угла зажигания и ко второму входу схемы 10 заполнения, соединенной с регистрирующим устройством 14. Пилиндр, на котором устанавливается датчик 2 отметки в.м.т. поршня, вы- 40 бирается произвольно, а цилиндр, на котором устанавливается датчик 7 отметки в.м.т. поршня, выбирается в зависимости от количества цилиндров в порядке их работы с учетом возмож- 45 ности измерения максимального угла зажигания.

Измеритель работает следующим образом. 50

При опережении зажигания (см. фиг. 2) датчик 1 вырабатывает импульс, который преобразуется с помощью формирователя 3 в прямоугольный и поступает на S-вход триггера 5, устанавливая его прямой выход в состояние

"1". Схема 11 совпадения открывается, так как инверсный выход триггера 6 тоже находится в состоянии "1".

Выходной сигнал со схемы 11 совпадения поступает на индикатор 13, обес- 60 печивая индикацию знака плюс, и в схему 10 заполнения. Датчик 7 выра- батывает счетные импульсы, которые поступают на формирователь-8 через схему 9 умножения, подаются на один 65 из входов схемы 10 заполнения, с которой счетные импульсы поступают на регистрирующее устройство 14 величины угла зажигания. Схема 12 совпадения закрыта, так как сигналы на ее входах равны нулю. С приходом имйульса от датчика 2 отметки в.м.т. первого цилиндра формирователь 4 по- дает сигнал на S-вход триггера б, устанавливая его инверсный выход в состояние "0" и закрывая тем самым схему 11 совпадения. Схема 10 заполнения также закрывается.

Таким образом, схема 10 заполнения выдает счетные импульсы в течение времени, пропорционально углу опережения зажигания, а число импульсов, поступающих в регистрирующее устройство 14, пропорционально только углу зажигания и не зависит от скорости вращения коленчатого вала, так как частота импульсов пропорциональна скорости., При достижений в.м.т. поршнем цилиндра, на котором установлен датчик

7, который через формирователь 8 подает сигнал на к-входы триггеров 5 и 6. Прямые выходы триггеров 5 и б устанавливаются в состояние "0", а инверсные — s состояние "1", т.е. триггеры возвращаются в исходное состояние. Схемы 11 и 12 совпадения закрыты. Измеритель угла зажигания готов к следукщему циклу измерения.

С приходом импульса от датчика 1 .импульсов зажигания цикл работы устройства повторяется.

При запаздывании зажигания(фиг.3) первым приходит импульс от датчика 2 отметки в.м.т. поршня первого цилиндра. Этот импульс через формирователь

4 поступает на S-вход триггера б, устанавливая его прямой выход в состоянии "1". Схема 12 совпадения открывается, так как инверсный выход триггера 5 также находится в состоянии "1". Выходной сигнал со схемы 12 совпадения подается на индикатор 13, обеспечивая индикацию знака (-), и в схему 10 заполнения. Схема 10 заполнения открывается, и через. нее на регистрирующее устройство 14 поступают счетные импульсы со схемы 9 умножения. Схема 11 совпадения закрыта, так как оба ее входа равны нулю.

Следующим приходит импульс от датчика 1 импульсов зажигания. Формирователь 3 подает сигнал на 5-вход триггера 5, устанавливая его инверсный выход в состоянии "0" и закрывая тем саьаим схему 12 совпадения.

Таким образом, схема 10 заполнения будет выдавать счетные импульсы в течение времени, пропорционального углу запаздывания зажигания.

При достижении отметки в.м.т. порш нем цилиндра, датчик 7, установленный на нем, через формирователь 8 по821732 дает импульс íà R-входы триггеров 5 и 6. Триггеры 5 и 6 устанавливаются, в исходное состояние. Схемы 11 и 12 совпадения закрыты. Измеритель угла зажигания готов к следующему циКлу измерения, С приходом импульса от датчика 2 отметки в.м.т. поршня цикл работы устройства повторяется.

Эффективность изобретения по сравению с известным состоит в уменьшеии количества составных элементов и связей структурной схемы измерителя угла зажигания эа счет введения датчика в.м.т. поршня еще одного цилиндра, что упрощает структурную схему измерителя и повышает тем самым недежность его работы. формула изобретения

Измеритель угла зажигания для дви- 20 гателя внутреннего сгорания, содержащий датчики импульсов зажигания и отметки верхней мертвой точки поршня одного цилиндра, соединенные через,соответствующие формирователи с пер выми входами двух триггеров, вторые входы которых подключены к выходу третьего формирователя, а выходы триггеров соединены с входами двух схем совпадения, выходы последних подключены к индикатору знака угла зажигания и к одному из входов схемы заполнения, второй вход которой соединен с выходом схемою умножения, а выход схемы заполнения — с регистрирующим устройством, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности, измеритель снабжен датчиком отметки верхней мертвой точ-. ки поршня другого цилиндра, подключенным ко входу третьего формирователя, выход которого соединен со входом схемы умножения.

Источники информации, .принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

В 265514, кл. F 42 К 22/01, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

9 433286, кл. F 02 Р 17/00, 1977.

ФиаЭ

ВНИИПИ Эакаэ 1753/52 Тирам 581 Подписное

Филиал ППП "Патент", r.Уатород, ул.Проектная,4