Способ устранения трещин на кромкахлопастей рабочего колеса гидромашины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ (2
I
I ф
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 220679. (21) 2782762/25-06 р )м. к. с присоединением заявки М
F 03 В 3/12
Государсттвениый комитет
СССР по делам изобретений н открытий (23) Приоритет (53) УДК 621 ° 224 (088. 8) Опубликовано 15.04.81, Бюллетень Hо 14
Дата опубликования описания 1504.81
Б.A. Беркман, Г.A. Броновский, Г.A. Вильнер и Ю.A. Попеленский (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (54) СПОСОБ УСТРАНЕНИЙ ТРЕЩИН HA KPONKAX
ЛОПАСТЕЙ РАБОЧЕГО КОЛЕСА ГИДРОМАШИНЫ
Изобретение относится к гидромашиностроению и может быть использовано при ремонте рабочих колес гидромашин.
Известен способ устранения трещин на кромках лопастей рабочего колеса гидромашины, включающий механическую выборку поврежденного металла с образованием сквозного паза си последую- щую его заварку (1) .
Недостатком этого способа является то, что на кромке лопасти после остывания .наплавленного металла су шествуют остаточные растягивающие напряжения, которые в большинстве случаев приводят к возникновению в местах заварки повторных трещин, что приводит к снижению надежности работы рабочего колеса.
Цель изобретения — повышение надежности путем создания на кромках лопастей напряжений сжатия.
Указанная цель достигается тем, что сначала производят заварку части сквозного паза, прилегающей к кромке лопасти, с образованием перемычки, имеющей ширину, составляющую 0,1-0,3 от длины паза, а заварку остальной части последнего производят после полного остывания перемычки.
На чертеже изображена лопасть рабочего колеса гидромашины.
Лопасть 1 содержит сквозной паз
2, расположенный в зоне кромки 3 и снабженный перемычкой 4.
Способ реализуется следукицим образом.
Производят механическую выборку поврежденного металла с образованием
10 сквозного паза 2, затем заваривают часть паза 2 от кромки 3 вглубь лопасти 1 до образования перемычки 4 с шириной Ь, составлякщей 0,1-0,3 от длины Е паза 2. После полного остывания перемычки 4 заваривают остальную часть паза 2.
При остывании жидкого металла,заполняющего оставшуюся часть паза, в зоне заваренной трещины возникают
2р температурные напряжения. При этом в наиболее опасной части лопасти, на ее кромке, создаются сжимающие остаточные напряжения, препятствующие возникновению повторных трещин .
25 Предлагаемый способ устранения трещин на кромках лопастей рабочего колеса гидромашины повышает усталостную прочность рабочих колес и, таким образом, увеличивает межремонтный ре30 ..сурс работы рабочего колеса.
821735
Формула изобретения
Составитель Т. Куликова
Редактор М. Погориляк Техред М.Лоя Корректор С. Щомак
Заказ 1755/53 Тираж 523 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. ужгород, ул. Проектная, 4
Способ устранения трещин на кромках лопа гей рабочего колеса гидромашины, включающий механическую выборку поврежденного металла с образованием сквозного паза и последующую его заварку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем создания на кромках лопастей напряжений сжатия, сначала произ водят заварку части паза, прилегающей к кромке лопасти, с образованием перемычки, имеющей ширину, составляющую 0,1-0,3 от длины паза, а заварку остальной части последнего производят после полного остывания перемычки.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Степанькбв Ю.A. Слесарь но р»монту гидравлических турби». М.
"Высшая школа", 1966, с. 117