Гидродинамическая опора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТИЛЬСТВУ

Союз CoOotcNNx

Сфцмалистичесиик

Ресвубеис.Ф ч (61) Дополммтельмое к авт. свмд-ву— (22) Заявлено 05.02.79(21) 2720005/25-27 (5 )М с присоединением заявим Ho— (23) Г3риоритет

F 16 С 17/03

Гвсударетвевкмй кем»тет

СССР

»о делам нзобретекмв в еткрюткв (53) УДК 621. 822. .5(088.8) Опубликовано 1504В1,Бюллетень N9 14

Дата опубликования описания 17. 04 ° 81

Э.Ф. Капанец, А.В. Гавзинский, В.М. Шевченко, Л.Е. Щемелев

О.В. Жилинский и.Г.В. Тилигуэов (72) Авторы мэобретемм» (54) ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ ОПОРА

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в шпиндельных узлах шлифовальных станков.

Известна гидродннамическая опора, содержащая цапфу вала, корпус с каналами, отверстиями и кольцевыми канавками для подвода и отвода смазки, установленную в корпусе и охватывающую цапфу вала ра-зрезную втулку с газами и выступами на внут- ренней поверхности, а также расположенные в пазах самоустанавливающиеся сегменты со сферическими опорами. При этом пазы выполнены открытыми в сторону одного из торцов разрезной втулки, а кольцевые канавкина другом ее торце. Кроме того, сферические опоры самоустанавливающихся сегментов закреплены в корпусе нежестко с воэможностью регулироааиии (1).

Однако, известная опора обладает недостаточной жесткостью, так как и имеет нежестко закрепленные самоустанавливающиеся сегменты.

Цель изобретения - повьзаение жесткости опоры и точности.

Укаэанная цель достигается тем, что опора снабжена смонтированным. ъ корпусе механизмом продольного перемещения разрезной втулки, причем сопрягаемые поверхности корпуса и разрезной втулки выполнены коническими, кольцевые канавки для подвода и отвода смазки расположены на наружной поверхности разрезной втулки, а сферические опоры самоустанавчивающихоя сегментов жестко эакренлены в последней. Кроме того, на наруЖной поверхности разрезной втулки выполнен паэ, а механизм ее продольного перемещения имеет эксцентрик, установленный в корпусе и взаимодействующий со стенками паза, а выступы на внутренней поверхности разрезной втулки выполнены в форме

"ласточкиного хвоста".

На фиг. 1 изображена гидродинамическая опора, поперечный разрез на фиг. 2 — разрез A-A на фиг. 1„ на фиг. 3 - аксонометрическая проекция опоры с разрезом (вал не показан).

Гидродинамическая опора содержит цапфу вала 1, корпус 2 о отверстием

3 для подвода и отверстием 4 для отвода смазки, установленную в корпусе 2 и охватывающую гапфу вала 1 разрезную втулку 5 с пазами 6 и вы821790 ступами 7 на ее внутренней поверхности ° В разрезной втулке 5 выполнены канал 8 и кольцевая канавка 9 для подвода и канал 10 и кольцевая канавка 11 для отвода смазки. Кольцевые канавки 9 и 11 расположены на наружной поверхности втулки 5. В па. зах 6 разрезной втулки 5 расположены самоустанавливающиеся сегменты

12 со сферическими опорами 13. Соп-! рягаемые поверхности 14 корпуса 2 и втулки 5 выполнены коническими.

Опора снабжена смонтированным в корпусе 2 механизмом 15 продольного перемещения разрезной втулки .5.

Сферические опоры 13 самоустанавливающихся сегментов 12 жестко закреплены в разрезной втулке 5. На . наружной поверхности разрезной втулки 5 выполнен паз 16, а механизм ее продольного перемещения 15 имеет эксцентрик 17, установленный в корпусе 2 и взаимодействующий со стенками паза 16.

Выступы 7 на внутренней поверхности разрезной втулки 5 выполнены в форме "ласточкиного хвоста"

Устройство работает следующим образом.

При отсутствии вращения вал 1 лежит на самоустанавливающихся сегментах 12, количество которых может быть три и более. В процессе вращения вала между его наружной поверхностью и внутренней поверхносТью сегментов 12 образуется гидродинамический клин, обеспечивающий жидкостное трение между трущимися поверхностями, Для обеспечения самоустановки сегментов 12 относительно опорной поверхности вала 1 в продольном и поперечном сечениях сегменты опираются на сферические опоры 13, жестко закрепленные в разрезную коническую втулку 5. Конусной наружной поверхностью втулка 5 сопрягается с внутренним конусом корпуса

2. Регулировка зазора в опоре

{между валом 1 и сегментами .12)осуществляется путем перемещения: конусной втулки 5 в осевом направлении с помощью по меньшей мере одного эксцентрика 17, вмонтированного в корпус 2. Во внутренней полости конической втулки в промежутках между сегментами 12 и выступами 7 имеются полости для подачи смазки в каждый сегмент 12 и полости для отвода отработанной смазки и образующейся масляно-воздушной эмульсии.

Выступы 7 выполнены со скосами по форме "ласточкиного хвоста": такая форма позволяет охватить большую часть поверхности вала, что препятствует проникновению отработанной смазки в зону следующего сегмента

1 по ходу вращения вала. Одновременно боковая поверхность скоса, не изменяя направления потока отработанной смазки, направляет ее в отводную магистраль, что уменьшает неремешивание смазки и ее застой. Небольшой зазор (не более 1 мм)между внутренней поверхностью выступов 7 и наружной поверхностью вала 1 препятствует накоплению остаточной мас- . ляно-воздушной эмульсии в опоре, способной попасть .в рабочую зону между опорными сегментами 12 и поверхностью вала 1). В рабочую зону опоры масло из напорной магистрали попадает через отверстие 3 в корпусе 2, кольцевую канавку 9 и каналы 8 в конической втулке 5. Отвод отработанной смазки и образующейся масляновоздушной эмульсии осуществляется через каналы 10 в кольцевые канавки 11 в конической втулке 5 и далее через отверстие 4 в корпусе 2 опоры.

Предлагаемое изобретение поэволя20 ет повысить жесткостЬ гидродинамической опоры и точность вращения вала.

Формула изобретения

1. Гидродинамическая опора, содержащая цапфу вала, корпус с отверстиями для подвода и отвода смазки, установленную в корпусе и охватывающую цапфу вала разрезную втулку с пазами и выступами на внутренней поверхности, а также с каналами и кольцевыми канавками для подвода и отвода смазки, расположенные в пазах самоустанавливающиеся сегменты со сферическими опорами, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения жесткости опоры и точности вращения вала, она снабжена смонтированным в корпусе механизмом продольного перемещения разрезной втулки, причем сопрягаемые поверхности корпуса и.разрезной втулки

40 выполнены коническими, кольцевые канавки для подвода и отвода смазки расположены на наружной поверхности разрезной втулки, а сферические опоры самоустанавливающихся сегментов жестко закреплены в последней, 2. Гидроднамическая опора по п.1, отличающаяся тем, что на наружной поверхности раэрезной втулки выполнен паэ, а механизм ее продольного перемещения имеет эксцентрик, установленный в корпусе и взаимодействующий со стенками паза.

3. Гидродинамическая опора по п.1

55 отличающаяся тем, что с целью предотвращения попадания воздуха в смазку, выступы на внутренней поверхности разрезной втулки выполнены в форме "ласточкиного

60 хвоста"

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1, Авторское .свидетельство СССР по заявке Р 2699211/27, кл.F 16 C 17/03, 65 1978 °