Предохранительная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОП ИСАНИЕ
И ЗОбРЕТЕ Н ИЯ
<ц&21&13
Сеюэ Советсиик
Социалистичвсиик
Республик
Х АВТОРСХОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (51)N. Кл.
& 16 2 43/20 (22) Заивлено21.02.79 (2I )2728616/25-27 с присоединением заявки М (23) Приоритет
ВЬаударатеанамй каиитет
СССР в далем кзабретеаб и. аткрыткк
Опубликовано15.04.81. Бюллетень М14 (53) УД К 621.825.. 5(08.8.8) Дата опубликования описания 20.04.8,1 (72) Автор изобретения
И. И. Кондратенко (7l) Заявитель (54) ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, а также для снижения в них динамических перегрузок, возникающих в периоды пуска, переключения скоростей, резкого торможения, Известна фрикционная предохранительная муфта, предназначенная для умеяыие. ния пусковых перегрузок, содержащая
16 ведущую и ведомую .цолумуфты, подпружи пенные диски, фрикционный и нажимной, снабженный кулачками, ориентиррванйыми по направлению вращении, а также .сво» бодно сидящий на ведомой полумуфте махо.
15 вик, связанный с надежным диском цо средством. пружины кручения и находящийся в силовом замыкании с нажимным диском кулачками или винтовым устройством (1).
Сднако известная муфта из-еа однонаправленности кулачков или резьбы не может быть использована Й .реверсивпых
2 валах, а силовое замыкание маховика с нажимным диском без наличия компенса ционного звена меЖду фрикционным и нажимным дисками вызывает резкое вы кпючение и включение муфты, т.е. муфта. не обеспечивает надежной защиты .от, пусковых перегрузок.
Наиболее близкой по техническому решению, по технической сущности и достигаемому эффекту является предохранительная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные фрик ционными дисками, поджатыми через нажимной диск и толкатель;ре гулиру мыми пружинами, а также маховик, сво бодно сидящий на одной из полумуфг. На смежных торцах маховика и толкателя выполнены соответственно торцовые углубления и кулачки, в которых расположены с зазором тела врагиня. На маховике выполнена полость, заполненная инерциоа ной "рабочей средой (2f.
Сднако в указанной муфте из-еа одйв= сторонней подпружиненности толкателя
82 1813
ll фиксируется и опирается ца закрепленную на ведушей полумуфте 1 о. ору
13. Маховик 14 в зацеплении со ступицей маховика 15 свободно установлены на ведушей полумуфте 1 и могут фиксироваться от осевого перемешения кольцом
16, B окнах ступицы маховика 15 разме1й щены тела врашения 17, с которыми в процессе срабатывания контактируют тор цовые кулачки 18 толкателя 8. При нормальном режиме, т.е. при отсутствии ия углового ускорения или малых его значениях, .крутящий момен передается от ведущей полумуфты 1 к ведомой полумуфте 2 или элементу механической передачи за счет сил трения, возникаюших от поджатия пружинами 7 и 11 нажимного диска 4.
При срабатывании маховик 14 со ступицей 15 поворачивается относительяо ведущей полумуфты 1 и воздействием тел вращения 17 на кулачки 18 толкателя 8 перемешает его влево в положение 8 (указано штрих-пунктиром). В процессе относительного поворота маховика 14 со ступицей 15 происходит плавная разгрузка нажимного диска 4 и я, тем самым уменьшение сил трения на фрикционных поверхностях полумуфт 1 зо и 2, при значении момента трения меньше крутящего момента происходит плавная пробуксовка муфты.
1аЧ- Таким образом, в процессе работы перегрузки уменьшаются, а следовательно, уменьшается их воздействие на органы машины, что позволяет уменьшить
>а их размеры при проектировании и увеличить надежность машин и механизмов, что дает значительный экономический эффект.
so
55 три срабатывании происходит скачкообразное изменение нагрузки па нажимном диске эа время поворота маховика. В связи с этим муфта не обеспечивает безударного включения и отключения, что значительно увеличивает динамические нагрузки на валы в период разгона и торможения, вызывая их интенсивнь износ
Кроме того, выполнение в маховике полости, заполненной вязкой жидкостью или сыпучими веществами для сглаживан рывков и ударов при срабатывании услож няет конструкцию муфты, ее монтаж и демонтаж, Цель изобретения — повышение долго вечности,. плавности и точности срабатывания .
Цель достигается тем, что предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, соединешые фрикционными дисками, поджатыми пружинами с помошью нажимного диска, маховика и толкателя с торцовыми кулачками, а также помещенные между последними тела вращения, установленные в маховике, снабжена упругими элементами, смонтированны1:,: на одном из торцов толкател а пружины расположены между нажимны диском и другим ch1ежным с пим торцо;,1 толкателя.
Кроме того, муфта может быть снаб жена установленными на толкатели KQJII ками, а упругие элементы могут быть размешены в них.
На фиг. 1 изображена предлагаемая муфта, общий вид, разрез; на фпг. 2 — 1 реэ А-А на фиг. 1.
Муфта .состоит иэ ведущей полумуфты 1, на которой свободно установлена ведомая полумуфта 2. Вместо полумуфты 2 может быть установлен элемент
:.1еханической передачи звездочка, шкив и т.п. С полумуфтой 2 зацепляется сидяший íà ней фрикционный диск 3, поджимный нажимным диском 4 к торцу крышки 5, закрепленной винтами 6 на полумуфте 1. Компенсационный элемент, выполненный в виде пружины 7 и Ilpoxoдйицш через отверстия в полумуфте 1, фиксируется и опирается левой сторо цой на толкатель 8, а правой стороной опирается ня теплоиэолируюший элеме11т
9, установленный íà нажимном диске 4.
С другс1o торца 10 на толкатель 8 д1йсТ.âóIoI упругие элементы в виде нажимнь1х п1»-ж11н 11, BcI àíoâ1låíêûx в колпачки 1, установленные на толкателе
8, а н11оTÈÉÎI!ilJIO)KIII I, .! EAIDIÎhI пруж;1НЧ
Формула изобретения
1. Предохранительная муфта, содержащая две полумуфты, соединенные фрикциоцными дисками, поджатыми пружйнами с помошью нажимного диска, маховика и толкателя с торцовыми кулачками, а также помешенные между последними тела вращения, установленные в махо- вике, о т л и ч а ю ш а я с я тем, что, с целью повышения срока слух бы, плавности и точности срабатывания, она снабжена упругими элементами, смонтированными на одном из торцов толкателя, а пружины расположены между н11жимпым диском и другим смежным с цим торцом т Ол к 11Т ел 51 а
821013 6 аа 1. Авторское свидетельство СССР
l4 371362, кл. F 16Ъ 7/02, 1971 °
Составитель Г. Г оршкова
Редактор Л. Г1овхан Техред H.Êîâåëåâà Корректор М. Демчик3 >K< ç 1 7 6/56 -гираж 100(> 11одписное
B)IllkffIli 1 осударственного комитета СССР ио делам изобретений и открытий
113035, Иосква, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Ф :,и.п I - . " 1ат нг", r. Ужгород, ул. Проектная, 4
2. Муфта ло н. 1, о т л и ч а ю щ я с.я тем, что она снабжена установле ными на толкателе колпачками, а упругие элементы размешены в ннх.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
2. Авторское свидетельство, СССР по-заявке % 2726747/27, кл. F 16 Э 43/20, 19.02.79 (прототип).