Устройство для измерения сил и моментовв пятне kohtakta пневматической шины сопорной поверхностью
Иллюстрации
Показать всеРеферат
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К . АВТОРСКОМУ СВ ЕТИЛЬСТВУ
Сеюз Севетскнх
Сециалистических
Республик (iq821 998 (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 280379 (21) 2738252/27-11 (51)М. Кл З
6 01 Н 17/02 с йрисбединением заявКИ М—
Государственный комитет
СССР но делам изобретений и открытий (23) Приоритет—
Опубликовано 150481.БюллетЕйй ЙФ 14 (53) УДК 620 ° 178.3 (088.8) Дата опубликования описания 20.04,81
P2) Авторы изобретения
П. A. Амельченко, В. П. Бойков, В. В. Гус ков, p. A. Левин;-.
О. И. Молодан и Л.. М. Евглевска ":","Г д
Белорусский ордена Трудового Красного Зна ени политехнический институт и Произ водственно объединение - .
"Минский тракторный завод им. В. И.,Петтина-".. (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛ И МОМЕНТОВ В ПЯТНЕ
КОНТАКТА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ИИНЬ1 С ОПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ
Изобретение относится к стендам для испытания колес под нагрузкой.
Известен стенд, содержащий раму, итывае"е колесо с устройств 5 для его привода и нагружения, установленные в механизме крепления колеса, мессдозы, связывающие механизм крепления колеса с рамой, стол 1) .
Известный стенд не позволяет за- 1© мерить все шесть составлякщих реакций взаимодействия пневматической шины колеса с опорной понерхностыо в центре пятна контакта и без нлияния сил друг на друга.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство для измерения сил и моментов в пятне контакта пневматической шины. с опорной поверхностью, содержащее .имитирующую последнюю беговую дорожку,раму, смонтированные на ней узел для закрепления испытываемого колеса . с шиной, связанный с приводом механизм нагружения и стержневые тенэоэлементы j2) .
Однако такое устройство в стенде ие позволяет замерять реакции опорной поверхности непосредственно в центре пятна контакта, а требует пересчетов, связанных с переходом от ЗО измерительной систеьяа координат к системе, связанной с центром пятна контакта, что затрудняет обработку результатов испытаний и приводит к погрешностям в определении сил и моментов, действующих в пятне контакта колеса с опорной поверхностью.
Цель изобретения — повышение точности замеров.
Цель достигается тем, что стержне" вые тензоэлементы закреплены на раме посредстном сферических шарниров, а точка пересечения геометрических осей, по крайней мере, трех тенэоэлементов расположена в центре пятна йонтакта пневматической шины с беговой дорожкой.
На чертеже изображена схема предлагаемого устройства для измерения сил и моментов в пятне контакта пневматической шины с опорной понерхностью.
1 устройство содержит раму 1, колесо 2 с испытываемой шиной, привод 3, механизм 4 нагружения, механизм 5 крепления, беговую дорожку 6, стержневые тензоэлементы 7-12 со сферическими шарнирами 13 по концам и связывающие механизм 5 крепления колеса о рамой 1. )1ричем первый стержневой
821998 4 тензоэлещ нт 7 направлен вдоль оси пересечения центральной плоскости вращения келеса 2 и беговой дорожки 6; втарвй стержневой тензоэлемент
8 направлен так, что ось его лежит в центральной скости вр щения к "в- 5 са 2, проходит через центр колеса и перпендикулярно оси первого стержневого элемента 7; третий стержневой
Ьенэоэл наит 9 направлен перпендикулярно оаям первого стержневого тензоэлемента 7 и второго 8, à его ось проходит через точку пересечения осей этих твизоэлементов; четвертый стержневой т®нэоэлемент 10 лежит в плоскости-первого 7 и третьего 9 тензоэлемен- . тов и параллелен либо оси третьего, либо оси первого, пятый стержневой тензоэлвмвнт 11 лежит в плоскости второ о 8 и третьего 9 .твнзоэлементов и параллелен либо второму, либо третьему, ювстой стержневой тензоэлемент 20 . 12 лежит в плоскости первого 7 и второго 8 теазоэлемвнтов и параллелен либо второму, либо первому твнзоэлементам.
ПредФщгавмое устройство работает 25 следуюмфе,образом.
Колеей2 с испытываемой шиной прижимаетая Посредством механизма нагруженх4 -4. с заданной нормальной нагрузкой к беговой дорожке 6 и приводится в движение посредством привода 3.
Усилия на испытуемое колесо 2 задаются посредством перемещения беговой дорожки 6. При этом проиsBOZLHTcH замер о отавляющих реакций опорной поверхности.
Продольное усилие в центре пятна контакта испытываемого колеса 2 с беговой дорожкой 6 замеряется посредством регистрации усилия на стержне- 40 вом тензоэлементе 7. Стабилизирующий момент. - на тенэоэлементе 10. Опрокидывающий момент - на тенэоэлементе 11. Момент в центральной плоскосTH вращвния колеса 2 (момент сопро- 45 тивления качению, крутящий или тормозной моменты) - на твнзоэлементе .12. При замере указанных четырех составляющих реакций опорной поверхности отсутствует вэаимовлиянйе сил 5О друг на друга.
Для непосредственного измерения боковой силн пятая составляющая опорной реакции на тенэоэлвменте 9 беэ влияния усилия йа тензоэлемвите 10 . необходимо повернуть последний в шар-. нире 13 ж установить его параллельно тензоэлементу 7. В положении тензоэлементов 9 и 10 (фиг. 1) боковая сила измеряется как суммарное усилие на указанных стержнях.
Для измерения нормальной нагрузки (шестая составляющая опорной реакции) на тензоэлементе 8 без влияния усилий на тензоэлементах 11 и 12 необходимо повернуть тензоэлемент 11 в шарнире 13 и установить его параплвльно тензоэлементу 9, а тензоэлемент 12 повернуть в шарнире 13 и установить параллельно тензоэлементу 7..
8 положении тензоэлементов 8, 11 и 12 (фиг. 1) нормальная нагрузка измеряется как суммарное усилие на укаэанных тензоэлементах. Механизм 3 привода испытываемого колеса 2 выполнен электрическим, что исключает также влияние различного рода реактивных моментов от механизма привода на механизм 5 крепления колеса и систему тензоэлементов 7-12.
Таким образом, предлагаемое устройство стенда позволяет замерять непосредственно в центре пятна контакта все шесть составляющих реакций опорной поверхности без взаимного влияния снл друг на друга, что пойышает точность измерений и позволяет автоматизировать обработку результатов испытаний с применением ЭВМ.
Формула изобретения
Устройство для измерения сил и моментов в пятне контакта пневматической шины с опорной поверхностью, содержащее нмнтирукщую последнюю 6еговую дорожку, раму, смонтированные на ней узел для закрепления испытываемого колеса с шиной, связанный с приводом, механизм нагруиения и стержневые тензоэлементы, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения точности замеров, стержневые тензоэлементы закреплены на раме посредством сферических шарниров, а точка пересечения геометрических осей, по крайней мере, трех тензозлементов расположена в центре пятна контакта пневматической шины с беговой дорожкой. . Источники информации, принятые во внимание прн экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
9 151849 кл. 6 01 M 17/02, 1961 °
2. Заявка Франции Р 2136334 кл. 6 01 M 17/00, 1973 (прототип).
821998
Редактор А. Долинич
Составитель В. Степанов
Техреа М.Галинка : Koppexxop O. ulexeap
Закаэ 1801/65
Тираж 907 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам иэобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, УЛ. Проектная, 4 г
1 г
/ г 1