Устройство для контроля техническогосостояния автомобиля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советски к

Социалистических

Респубтткк

< 322111 (61) Дополнительное к авт. саид-ву(51)М. Кл. (22) Заявлено 18.06. 79 (21) 2784322/18-24 б 07 С 5/10 с присоединением заявки РЙ— (23) Приоритет—

3Ъвударстввнный квинтет

СССР м аеавм нэебретений н вткрытнй

Опубликовано 15.04.81. Бюллетень М .14

Дата опубликования описания 18.04.81 (53) УДК6.81. 178 (088.8} (72) Авторы изобретения

Л. К. Жарков и D. A. Лукин! с

Научно-исследовательский и проектный инсти ут автоматиэированнык систем управления авт обильным транспортом общего пользования (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО

СОСТОЯНИЯ АВТОМОБИЛЯ

Я,. -gs,, S — предельное значение т

1 -го параметра;

$ S — бесконечно малая

I величина. где

Изобретение относится к устройствам для испытания транспортнык средств, в частности, к устройствам для контроля технического состояния автомобилей.

Известно устройство для контроля тех-

5 нического состояния автомобиля, содержащее датчики, установленные на соответствующих узлах автомобиля, блок суммирования, соединенный с индикатором, делители напряжения, входы которых под« т0 ключены к соотвествующим датчикам, а выходы. - к блоку суммирования El).

Однако в данном устройстве техническое. состояние автомобиля оценивает15 ся по суммарной величине напряжения, определяемой весами параметров, и по этой причине точность контроля оказывается относительно низкой, так KBK не учитываются изменения абсолюнык значений параметров, которые могут выйти за пределы допуска и остаться незамеченными за счет перекрытия ик другими параметрами.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для контроля технического состояния

1 автомобиля, которое содержит датчики, установленные иа соотвествующих узлах автомобиля, блок суммирования, соединенный с индикатором, делители напряжения, блоки сравнения фактических параметров автомобиля с заданными уставками и пороговые блоки Г2 .

Однако это устройство также недостаточно точно, адекватно позволяет контролировать техническое состояние автомобиля.

Предположим, что j -ый контролируемый параметр имеет значение

3 82

При этом индикатор не отмечает предельного состряния, поскольку соответствующий пороговый блок еще не срабатывает, а в сумматоре величина 1 -го параметра перекроется другими параметрами. При получении -ым параметром приращения S 5, т. е. цостижения им предельного значения, что, ввиду теоретически бесконечной малости Ss может произойти практически мгновейно, индикатор отметит мгновенное наступление неисправного состояния автомобиля.

В условиях фактического постепенно. го (непрерывного) изменения технического состояния автомобиля устройство фиксирует его мгновенное (дискретное) изменение. Это неточное отображение фактического изменения технического состояния автомобиля существенно снижает ценность полученной информации„ запланированной на ее основе перевозочный процесс может оказаться не выполненным ввиду отказа автомобилей, имевших на момент проверки параметры со значениями 0 - 5в и выпущенных на линию. пг

Бель изобретения - упрощение устройства и точности контроля технического состояния автомобиля.

Эта цель достигается тем, что в устройстве, содержащем датчики, устновленные на соответствующих узлах автомобиля, сумматор, выхоц которого подключен к индикатору, и блоки сравнения, ввецены выполненные на нелинейном элементе регулируемые целители напряжения, входы каждого из которых подключены к выходам соответствующих датчика и блока сравнения, выход - к одному из входов сумматора, а вход каждого блока сравнения соединен с выхоцом соответствующего датчика.

На фиг. 1 представлена блок-схема устройства; на фиг. 2 — возможная схема регулируемого делителя напряжения с нелинейным изменением коэффициента передачи.

Устройство для контроля технического состояния автомобиля содержит уста° новленные на узлах 11 автомобиля датчики 2„ параметров1 соединенные своими выходами с регулируемыми целителями З,,,„напряжения. Выходы регулируемых делителей 31 напряжения соединены с сумматором 4, который поцключен к индикатору 5 технического состояния автомобиля. Выходы датчиков

2„ цополнительно соецинены со входом блоков 6у -p сравнения, выходы которых поцклю ены к регулировочным входам

2iii

При отклонении какого пибо, например

4p i то0rгоo, параметра от номинала сигналом с выхода, соответствующего 1 -того блока 6 сравнения, транзистор 8 соответствующего 1 -того регулируемого делителя 3 напряжения начинает отпирать45 ся, а транзистор 9 - запирается.

Коэффициент передачи К соответствующего i -того целителя 3 напряжения при этом равен

1

Я

1+ 4

Я б 1

- сопротивление резистора

1 1 i -r o делителя 3 напряжения;

Я э — эквивалентное сопротивление транзистора 9; где

55 регулируемых делителей 3 нат"-и пряжения.

С хема ре гул ируемо го делителя 3

4" И напряжения соцержит rtaa последовательно соециненных по схеме с общим эмиттером транзистора 8 и 9 с коллекторными резисторами 10 и 11. На вход 12 делителя 3„, напряжения поступает сигнал от соответствующего цатчика 2 -

1О регулирующий вход 7 соединен с выходом блока 6 сравнения. Выход 13 регулируемого делителя 3 „,„ напряжения подключен к сумматору 4.

Устройство работает следующим об15 разом.

Датчики 2„ „ формируют электрические напряжения; величина которых определяется значениями параметров соответ» ствующих узлов 1„„автомобиля. Пока

20 эти значения соответствуют номинальным, т. е. уставкам блоков 6. сравнения, сигналы на выходах блоков сравнения 6„ равны нулю, транзисторы 8 делителей 31 и напряжения заперты, 25 транзисторы 9 отперты. В результате на входах сумматоров 4 все сигналы равны нулю, инцикатор 5 технического состояния автомобиля показывает наилучшее технчческое состояние автомобиля.

5р При изменении параметров узлов 1

/-h автомобиля датчики 2 h формируют соответствующие электрические сигналы.

Эти сигналы поступают на входы 12 делителей 3 „„напряжения. Одновременно происхоцит сравнение абсолютных величин параметров с номинальными значениями, установленными на блоках 61

822111 нормировано напряжение поступает на индикатор 5 технического состояния автомобиля.

Ввецение в целители. напряжения регулируемых нелинейных элементов, например транзисторов, значительно повышает точность контроля технического состояния автомобиля.

Выбором величин сопротивлений или

10 ".асти иэ них в выражении (1) обеспечивается весовое суммирование сигналои датчиков, функционально зависящее от влияния кажцого параметра на техническое состояние автомобиля, и исключается

М возможность перекрытия одних парамет» ров с меньшим весом другими.

Действительно, пусть вес -того параметра в 10 раз выше веса j -того

"араметра " 9»„ >> („g ex j

2ф >> y ° Коэффициенты передачи К„ соответствующих регулируемых делителей напряжения

1 о g (z)

Х, 4

Рв.

По мере ухудшения параметра какоголибо узла автомобиля электрический сигнал на выходе одного из блоков 6 сравнения возрастает.

Соответствующий регулируемый нелинейный элемент, например транзистор 9, 2s увеличивает свое сопротивление, увеличивая коэффициент перецачи делителя 3 напряжения. Вследствие нелинейности регулируемого элемента по мере приближения сигнала на выходе блока 6 сравнения Зу к пороговой величине транзистора 8 степень увеличения коэффициента перецачи соответствующего целителя 3 напряжения возрастает. Напряжение на его выходе эффективно увеличивается, что при- . З водит к соответствующему существенному увеличению показаний индикатора 5 технического состояния автомобиля. Таким образом, по мере приближения параметра какоголибо узла автомобиля к своему р прецельному значению индикатор 5 по сигналу от соответствующего регулируемого делителя 3 напряжения немедленно отреагирует на это изменение, причем тем в большей степени, чем ближе этет параметр к предельной величине.

Напряжение на выходе регулируемого

3 напряжения при этом становится

1-н о максимальным, например, при Р ц» (что технически всегда может бить достигнуто) оно равно выходному .напряжению соответствующего датчика. С выхода регулируемого целителя 3 „„напряжения сигнал, функционально зависящий от влияния каждого параметра на техническое состояние автомобиля и от степени приближения этого параметра к своему предельно допустимому значению, поступает на сумматор 4, с выхоца которого

К 3 Э к1 аэ Ф оц„ к" = р. р " "-40

3 э 3

Следовательно, суммирование сигналов > гого и j -того параметров происходит в соответствии с их весами.

Однако по мере приближения любого as этих параметров к предельному значению транзисторы 9 ) «того и,у тогос целителей напряжения запираются.

R ° и Я Э стремительно воэраста»

Э1 ют, а к -+1 и к -в1, т. е. веса их ста» новятся равными, что не позволяет одно. му параметру быть перекрытым другими.

Предлагаемое устройство адекватно отображает техническое состояние автомобиля, позволяет прослецить его.изменение в динамике, что особенно важно .

-при планировании перевозочного пронесЬа, так как позволяет прогнозировать

) ® . - выходное сопротивление сумматора 4 по соалветствующему i -току aroay.

На выходе -того регулируемого делителя 3 напряжения появляется сигнал, свидетельствующий об изменении -того параметра соответствующего . узла автомобиля. Этот сигнал вследствие нелинейной зависимости от сигнала .на . входе 7 возрастает тем в большей степени, чем ближе значение параметра к прецельно допустимому. При их равенстве транзистор 9 полностью запирается

k >Ъ| и выражение (1) принимает

Я 1 вид

Например, при Я, - 20Q ° имеем

) э3

3 Й.+й. и э а + 20R.

34

Пока РЭ ъ 3 и Р.) и Рj т е. при небольших и равных отклонениях того и (- того параметров or номинального значения отношение

7 822 дальнейшее изменение состояния автомобиля, также позволяет более точно определять режимы и периодичность ремонтнопрофилактических воздействий и может найти широкое применение в бортовых системах контроля автомобиля. Использование устройства уменьшит вероятность схода автомобиля с маршрута (линии) по техническим неисправностям.

Ф ормула изобретения

Устройство для контроля технического состояния автомобиля, содержащее датчики, установленные на соответствующих узлах автомобиля, блоки сравнения, сумматор, выход которого подключен к индикатору, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью упрощения устройства и повышения точности контроля, в него введены выполненные на нелинейном эле менте регулируемые депители напряжения, входы каждого из которых подключены к выходам соответствующих датчика и блока сравнения, выход - к одному из входов сумматора, а вход каждого блока сравне1й ния соединен с BMKolloM соответствующего датчика.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

М 370194, кл. Cj 07 С 3/10, 1970.

2. Авторское свидетельство СССР

М 504218, кл. G 07 С 5/10, 1974.

822111

Составитель H. Багатова

Редактор M. Петрова Техред H.Áàáóðêà Корректор Л. Иван

Заказ 1846/7 1 Тираж 617 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретениЯ и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., a. 4/5

Филиал ППП Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4