Регулятор давления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социанистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ оо82 2156

К АВТОРСКОМУ СВИ ЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. саид-ву (22) Заявлено 090779 (21) 2792116/18-24 с присоединением заявки Ио (23) Приоритет

Опубликовано 1504.81, Бюллетень N9 14

Дата опубликования описания 18.04.81 (51) М. Кл.

С, 05 Ъ 16/10

Государственный комитет

СССР по делам изобретений н открыти и (5З) УА< 621. 646..4 (088.8) ь

Д. В. Перетятко и А. 3. Семенов (72) Авторы изобретения (71) Заявитель (S4) РЕГУЛЯТОР ДАВЛЕНИЯ

Изобретение .относится к теплоэнергетике и может быть использовано в системах регулирования давления турбомаши н .

Известен регулятор давления, .исполнительный элемент которого выполнен в виде плунжера с дросселирующей конусной головкой и уравновешивающим поршнем, нагруженным пружиной Г1)

Однако трение в подвижных элементах и возможность засорения зазоров между элементами значительно снижает качество и надежность работы таких устройств, особенно в сис" темах, режимы работы которых требуют резкого включения клапана на непродолжительное время. Кроме того,, применение таких клапанов связано с постоянными потерями рабочей жидкости через зазоры между элементами.

Другим существенным недостатком этих устройств является их ограниченная пропускная способность. При необходимости обеспечения больших расходов конструкция устройства становится сложной и громоздкой.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является регулятор давления системы регулирования турбомашин, содержащий дроссельную диафрагму и основное сопло, концентрично установленное в корпусе и образукщее с ним входную камеру, а ,также дренажное сопло и тарельчатый клапан, связанный с дроссельной диафрагмой и основным соплом и образующий с корпусом выходную камеру (2)

Недостатком данного регулятора давления является значительный расход рабочей жидкости через дренажное сопло.

Цель изобретения — упрощение конструкции, повышение надежности за

15 счет исключения трущихся элементов н повышение экономичности за счет уменьшения потерь рабочей жидкости.

Поставленная цель достигается тем, что регулятор содержит двухсе20 дельный клапан, соединенный с тарельчатым клапаном и дренажным соплом, расположенным концентрнчно внутри основного сопла и образукщим с ним промежуточную камеру, соединенную с выходной камерой,а также тем, что промежуточная камера соединена с выходной камерой через отверстия, выполненные в тарельчатом клапане тем, что седла двухседельного клапана вы3 Полнены в виде выступов, расположен822156 ных внутри дренажного сопла, н, кроме того, тем, что выступы выполнены в виде колец, установленных с возможностью регулировки.

На чертеже схематически представлена конструкция регулятора давления.

Регулятор содержит корпус 1, в котором установлено основное сопло 2, внутри которого расположено дренажное сопло 3 и дроссельная диафрагма 4.

В центре тарельчатого клапана 5 закреплен двухседельный клапан 6 с верхней и нижней рабочими поверхностями, седла которого выполнены в виде выступов 7 дренажного сопла 3. Основное сопло 2 и дросседьная диафрагма 4 образуют с корпусом входную камеру 8. 15

Тарельчатый клапан 5 образует с корпусом 1 выходную камеру 9. Двухседельный клапан 6 образует с основным седлом 2 промежуточную камеру 10.

Камера 9 сообщена с камерой 10 посред-2О ствсм отверстий 11, выполненных в тарельчатом клапане 5 и расположенных между основным 2 и дренажным 3 соплами. Камеры 9 и 10 соединены с напорной магистралью насоса 13, а камера

8 — с магистралью насоса 12, который в требуемых режимах подключается параллельно к насосу 13.

Регулятор работает следующим образом.

3D

Равновесие тарельчатого клапана

: 5 при любом его промежуточном положении определяется соотношением давлений в камерах над и под ним. При расчетных статических режимах тарельчатый клапан .5 прижат к дроссельной диафрагме 4 и основному соплу 2, запирая клапаном 6 дренажное сопло 3.

Каждый из насосов прй этом работает на свою отдельную магистраль.

При уменьшении давления в камере 9,40 например, при резком увеличении расхода от насоса 13, равновесие тарельчатого клапана нарушается, и он пере" мещается вверх. Перемещение тарельчатого клапана происходит до тех пор, 4 пока не восстановится соотношение давлений в камерах над и под ним.

При своем перемещении тарельчатый клапан увеличивает подпитку камеры 9 через щель, образованную кромкой дрос- 0 сельной диафрагмы 4 и боковой поверхноотью тарельчатого клапана 5 и камеры 10 через щель, образованную торцом основного оспла 2 и нижней поверхностью тарельчатого клапана 5.

Одновременно с подпиткой камеры 9 через отверстия 11 в тарельчатом клапане, часть подпитки из основного сопла 2 направляется в дренаж через щель, образованную выступом 7 и нижней поверхностью клапана 6. С увели- do чением подъема тарельчатого клапана расход в дренаж уменьшается, так как верхняя поверхность клапана 6 прибли жается к верхнему выступу 7. Таким образом, при крайних положениях та- 65

Рельчатого клапана 5 расход в дренаж отсутствует, а в промежуточных поЛожениях ограничен клапаиом 6 и выступом 7. При последующем повышении давления в камере 9, процесс протекает в обратном направлении. Конец переходного процесса в этой магистрали насоса 11 обычно связан с возникновением гндроудара в этой магистрали.

В этом случае тарельчатый клапан 5 перемещается вниз, освобождая дополнительный объем в камере 9 и открывая расход в дренаж через клапан 6. Одновременно с этим закрывается подвод жидкости от магистрали насоса 12. В результате этого происходит сглаживание действия гидроудара на магистраль насоса 13. Таким образом, предлагаемый регулятор давления обладает повышенной надежностью, экономичен и имеет более простую конструкцию.

Формула изобретения

1. Регулятор давления, содержащий дроссельную диафрагму и основное сопло, концентрично установленные в корпусе и образующие с ним входную камеру, а также дренажное сопло и тарельчатый клапан, связанный с дроссельной диафрагмой и основным соплом и образующий с корпусом выходную камеру, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, экономичности и упрощения регулятора, он содержит двухседельный клапан, соединенный с тарельчатым клапаном и дренажным соплом, расположенным концентрично внутри основного сопла и образующим с ним промежуточную камеру, соеди-. ненную с выходной камерой.

2. Регулятор по п. 1, о т л ич а ю шийся тем что, в нем промежуточная камера соединена с выходной камерой через отверстия, выполненные в тарельчатом клапане.

3. Регулятор по пп, 1 и 2, о т— л и ч а ю шийся тем, что в нем седла двухседельного клапана выполнены в виде выступов, расположенных внутри дренажного сопла.

4. Регулятор по п. 3, о т л ич а ю шийся тем, что выступы выполнены в виде колец, установленных с воэможностью регулировки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Башта Т. М. Гидропривод и гидропневмоавтоматика. М., "Машиностроение", 1972, с. 147.

2. Авторское свидетельство СССР по заявке Р 2606238, кл. G 052 16/00, 1978 (прототип).

822156

Составитель Н. Гондаксазова

Редактор A. Наурсков Техред N.Kîøòóðà Корректор B.Áóòÿãà

Заказ 1853/73 Тирам 940 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035 Москва Ж-35 Ра кая наб. д. 4 5

Филиал ППП "Патент", r. Ужгород, ул. Проектная,4